ВД Подвижные игры

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

Рассмотрено:
Педагогическим советом
от 30.08.2023 протокол № 1

Утверждено:
Директор И.Н. Гудырева
приказ № 30.08.2023 № 188

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
1-2 классы

ГО Первоуральск, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг,
воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, даёт
приятную физическую нагрузку. Игра оказывает благоприятное влияние на формирование
детской души, развитие физических сил и способностей.
Игра помогает находить выход из неожиданных
положений, намечать цель,
взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.
Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных
нагрузок, общего комфортного состояния.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они
вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Данная программа включает игры на развитие психических процессов (мышления,
памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности) развивают
произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть
включает в себя объяснение необходимых теоретических понятий, беседы, показ изучаемых
элементов подвижных игр, просмотр презентаций. Практическая часть более чем на 90%
представлена практическими действиями-физическими упражнениями. Двигательный опыт
учащихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.
Данный учебный курс внеурочной деятельности в целях выполнения Концепции
развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с
письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 реализует третий час физической
активности.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности «подвижные игры»
Изучение учебного курса внеурочной деятельности «подвижные игры» направлено на
Достижение следующей цели:

способствовать освоению обучающимися основных социальных норм, необходимых им
для полноценного существования в современном обществе, в первую очередь ведения
здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и
социального здоровья.
Основные задачи программы курса:

мотивировать обучающихся к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

обучать способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной
деятельности;

формировать жизненно важные двигательные умения и практические навыки,
развивать способность управлять движениями собственного тела;

содействовать укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию организма,
повышению уровня сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам жизни;

создать условия для самореализации детей, т.е. предоставить им право на
самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе;

воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, уметь
сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением
других товарищей;

оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при
организации досуга;

формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

развивать сообразительность, воображение, коммуникативные умения, внимание,
ловкость, инициативу, быстроту реакции, а также эмоционально-чувственную сферу;

воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм
как наследию и к проявлению здорового образа жизни;

развивать умение ориентироваться в пространстве;
Место учебного курса внеурочной деятельности «подвижные игры» в плане
внеурочной деятельности:
Программа учебного курса внеурочной деятельности «подвижные игры» рассчитана на
1 год обучения (1-2 классы). Общее количество часов на прохождение программы 34 часа: 1-2
классы 34 (1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки
физической культуры.
Теоретический раздел: беседы на темы: «Мир движений и здоровья», «Красивая
осанка», «Утренняя гимнастика». «Я сильный, ловкий, быстрый, правила игр».
Практический раздел.
Русские народные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Большой
мяч», «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами», «Наседка и коршун», «Удар по
веревочке».
Подвижные игры: «Волк во рву», «Салки», «Класс смирно!», «Запрещенное движение»,
«К своим флажкам», «Найди себе пару», «У ребят порядок строгий», «Кочка, дорожка,
копна», «Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Удочка»,
«Перемена мест», «Зайцы в огороде».
Игры на развитие памяти, внимания, воображения: «Запомни порядок», «Художник»,
«Все помню», «Море волнуется», ОРУ с использованием скороговорок, «Два мороза»,
эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Угадай чей голосок», «Определим
игрушку».
Игры на свежем воздухе с зимним инвентарем санками, лыжами, клюшками.
Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метание): подвижные
игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и
перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в
равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале
спортивных игр (футбол, баскетбол).
Спортивные праздники: «Фестиваль подвижных игр», «Большие гонки»,
«Олимпийские игры».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине – России, путем знакомства с
национальными играми народов страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и области;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов путем подбора
заданий и тематических игр;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности через
народные игры. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) Базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
2) Базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
3) Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
2) Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами,
в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием подвижных игр, соревнований;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство:
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять различные действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема занятия
Кол-во
Содержание занятия
№
часов
Игры на развитие внимания, мышления, воображения
1
Игры на внимания «Класс, смирно»,
1
Беседа: «Мир движений и здоровья».
«За флажками».
Строевые упражнения
2
Игры на развитие внимания и памяти: 1
Беседа о гигиене, правила игр.
«Карлики-великаны», «Запомнипорядок»
3
Игры на развитие памяти.
1
Игры: «Художник», «Все помню».
4
Игры на развитие воображения
1
«Море волнуется», «Запрещенное
движение», ОРУ с использованием
скороговорок
5
Игры на развитие памяти
1
« Два мороза», эстафеты с примерами
на сложение и вычитание
6
Игры на развитие мышления и речи.
1
Игры «Угадай чей голосок»,
«Определим игрушку».
Народные игры
7
«У медведя во бору», « Горелки»
1
Игровые правила. Отработка игровых
приёмов. Игра.
8
«Зайка», « Прыгание с перевязанными 1
Игровые правила, Выбор и
ногами»
ограничение игрового пространства.
Проведение игры.
9
«Горелки», « Наседка и коршун»
1
Правила игры. Проведение игры.
10 «Кот и мышь», «Локомотив».
1
Правила игры. Разучивание игры.
Проведение игры.
11 «Большой мяч», «Укротитель зверей». 1
Правила игры, Проведение игры.
12 «Удар по веревочке».
1
Правила игры. Проведение игры.
Подвижные игры
13 Игра с элементами ОРУ «Кочка,
1
Беседа: «Чтоб здоровым остаться
дорожка, копна», «Космонавты»
надо….». Составить слова по
карточкам: здоровье, спорт, зарядка.
Знакомство с правилами и проведение
игры.
14 Составление упражнений утренней
1
Беседа: Составление упражнений для
гимнастики. Эстафеты с обручами.
утренней гимнастики. Эстафеты с
обручами.
15 Беседа «Я сильный, ловкий,
1
Эстафеты на развитие быстроты,
быстрый». Эстафеты с баскетбольным
ловкости, силы. Беседа о
мячом.
физ.качествах.
16 Игра с мячом «Охотники и утки»,
1
Комплекс ОРУ с мячом, строевые

«Совушка».
17

Веселые старты со скакалкой.

1

18

Игра «Не давай мяч водящему», «
Зайцы в огороде».
Упражнения на формирование
правильной осанки. Игра «Волк во
рву».
Игра с прыжками «Попрыгунчикиворобушки», «Прыжки по полоскам».
Игры на свежем воздухе «Два
мороза», «Метко в цель».
Эстафеты с санками и лыжами.
Игры на лыжах «Биатлон».
Игры зимой: «Охота на куропаток».
Игра « Перемена мест», Удочка»,
«Бой петухов».
Игра «Салки с мячом».
Игра «Прыгай через ров».

1

19

20
21
22
23
24
25
26
27

Спортивные игры
28 Футбол.
29

Футбол.

Футбол.
Спортивный праздник.
Олимпийские игры.
Спортивный праздник «Фестиваль
подвижных игр».
34 Игры по выбору детей.
ИТОГО
30
31
32
33

1

упражнения с перестроением из
колонны по одному по два.
Упражнения со скакалкой. Эстафеты
со скакалкой.
Игры с мячом: ловля, бросок,
передача.
Проведение игры. Формирование
правильной осанки.

1

Правила игры. Проведение игры.

1

Разучивание и проведение игр.
Метание снежков в цель.
Проведение зимних эстафет.
Правила игры. Проведение игры.
Игры со скакалкой, с мячом.
Построение. Строевые упражнения,
перемещения.
Правила игры. Проведение игры.
Совершенствование координации
движений.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Игровые правила. Отработка игровых
приёмов. Игра.
Игровые правила. Отработка игровых
приёмов.
Проведение игры.
Игры, эстафеты.
Эстафеты с предметами.
Эстафеты с предметами и без
предметов.
По желанию детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. посо-бие для
ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учре-ждений.
Руководство для работников системы общего образования.-М.: 2004.
4. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва,2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Про- свещение»,
Москва. 2017.
5. Антропова, М.В., Кузнецо Смирнов И.К. Здоровьесберегающие образовательные
технологии в современной школе. М., 2002
6.Трофимова Г.В. Помоги себе сам. Минск, 2003.

7. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патри-кеев. –
М.: ВАКО, 2016.
8. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002
9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, илиШкола
докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2017.
10. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
11. http://collegy.ucoz.ru/publ/6
12. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.:ВАКО
2007 г. - / Мастерская учителя.
13. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С.
Артюховой.– М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
14. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школь- ников. –
М.:ВАКО, 2077 г. – / Мастерская учителя.
15. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.- сост.
З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставрополь- сервисшкола,
2077. – 134 с.
16. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского
отдыха.
17. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические уста- новки и
упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
18. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учите- ля и
Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
19. Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».