Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
Рассмотрено:
Педагогическим советом
от 30.08.2023 протокол № 1
Утверждено:
Директор И.Н. Гудырева
приказ № 30.08.2023 № 188
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Юные инспектора дорожного движения»
4 класс
ГО Первоуральск, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального
закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О
безопасности», «Правил безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к
жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем
процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них
всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому
школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные
инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых,
заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из обучающихся 4-ого
класса.
Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным
руководителям в обучении ПДД обучающихся начальной и средней школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий,
объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья
обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и
углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и
осознанное к ним отношения ;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и
улицах.
Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Направление: социально-значимое
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: 4 класс
Продолжительность занятий – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД.
Знакомство с задачами отряда. ПДД. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД:
водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Права,
обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя,
пешехода, пассажира. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы
знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие,
знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки
сервиса, знаки дополнительной информации. Правила движения пешехода. Движение пешехода
по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на
регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного
перехода. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии
светофора. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним
движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина,
разделительная полоса, кювет. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого
перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на
регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале
цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка.
Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный
обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися
автомобилями. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством
велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по
проезжей части. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки
грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. Движение группы пешеходов
и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия
руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила
движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. Устройство велосипеда. Основные
узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов.
Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки
колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей.
Устранение зазоров. Фигурное
вождение
велосипеда.
Правила
выполнения
упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и
«качели», остановка на контрольной линии. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и
горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов.
Пользование разметкой, ориентирование в движении. Правила пользования транспортом.
Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его
ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. На железной дороге.
Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных
переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. Движение по загородной
дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных
сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению
гужевых повозок и погону животных. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного
перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации - «ловушки»: закрытого
обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона
остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на
углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
Первая медицинская помощь.
Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой,
щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых
участков тела. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика
(капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при
капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута,
(закрутки). Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности
транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при
отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). Переломы. Понятие перелома.
Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей
предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра,
костей верхних конечностей, нижней челюсти. Подготовка агитвыступления. Заучивание
стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по
ПДД.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
·
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные
инспектора дорожного движения»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного
движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
Должны знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение
ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
№
1
1.1.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2. 4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Теоретическая часть
Теория
Введение
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях кружка. Входное тестирование.
Правила дорожного движения и творческие
мероприятия
Разработка и изучение положения об отрядеЮИД. Задачи
на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД
Права и обязанности и ответственность участников
дорожного движения. Проверка маршрутов «Дом-школадом»
Оформление уголка отряда ЮИД
Дорожные знаки и дополнительные средства информации
1
Практика
1
29
1
-
0,5
0,5
0,5
1
0,5
-
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.
2.22.
2.23.
2.24.
2.25.
2.26.
2.27.
2.28.
2.29.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
Правила движения пешехода. Где и как переходить улицу?
Посвящение первоклассников в пешеходы
Элементы улиц и дорог. Встреча с инспектором ГИБДД
Регулируемый перекрёсток. Нерегулируемый перекрёсток
Изготовление и распространение листовок «Осторожно,
пешеход!»
Подготовка к сказке по ПДД
Выступление со сказкой по ПДД «Колобок»
Правила пользования транспортом.
На железной дороге.
Конкурс плакатов «Мы за безопасную жизнь»
Изготовление и распространение памяток «Осторожно,
гололёд»
Дорожная разметка.
Движение по загородной дороге
Дорожные ловушки. Просмотр видеофильма «Ловушка для
пешехода»
Игра «Лучший знаток ПДД»
Операция «Горка»
Правила движения велосипедистов, мопедистов.
0,5
1
0,5
1
0,5
-
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте
Устройство велосипеда; технические требования к
велосипеду и мопеду.
Движение группы пешеходов и велосипедистов
1
1
-
1
-
Фигурное вождение велосипеда.
Конкурс «Безопасное колесо»
-
1
2
Итоговое тестирование. Подведение итогов
Первая медицинская помощь
Ожоги, обморожения
Виды кровотечений. Остановка кровотечений
Транспортировка пострадавших
Переломы
ИТОГО:
1
4
0,5
0,5
0,5
0,5
-
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
34
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно
методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы
дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.: Третий Рим, 2007.
2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007.
3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. - М.:ВАКО, 2006. 4.Основы
безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. -Волгоград: Учитель, 2009.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. -Волгоград:
Учитель, 2009.
6. Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. -Волгоград:
Учитель, 2009.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов
общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. - М.: Просвещение. 1999. 8.Воронова
Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А.Воронова. - Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
9. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу:1 – 4
классы. - М.: ВАКО, 2006 - 192с. - (Мастерская учителя)
10. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. –М.,
2005.
11. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации для органов управления
образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию
системы обучения безопасному поведению и профилактикедетского дорожнотранспортного травматизма. – М., 2006.
12. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. 4 класс. – М., 2009.