РП Русский язык УО (2 класс)

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
2 класс

ГО Первоуральск, 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1).
Цели образовательно-коррекционной работы
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями
в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для
изучения во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются его доступность и
практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и
содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с
жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию
полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из
ближайшего социального окружения.
Программа обучения носит элементарно-практический
характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной
направленности.
Целью данной программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами
являются:

Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции
мышления, их умственному и речевому развитию.

Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к
языку и речи.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы
включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения,
направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В I полугодии 2-го класса продолжается изучение звуков, букв и слоговых структур. Во
II полугодии центральное место отводится изучению таких основных речевых единиц, как
слово и предложение.
Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические
требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное
держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно
отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка,
это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз,
выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики,
упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно
выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка,
дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти
задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют
зрительное восприятие.
Межпредметные связи:
Обучение русскому языку носит практическую направленность, имеет тесную связь с
другими учебными предметами
Чтение: чтение заданий, текстов.
Математика: количество предложений, слов, слогов.
Рисование: цвета красный – синий (выделение гласных, согласных)
Мир природы и человека: сведения о сезонных изменения в природе, жизни животных и птиц,
описание овощей и фруктов в текстах.
С учениками, которые отстают от одноклассников в усвоении знаний, проводится
дифференцированная помощь. Для самостоятельного выполнения этим ученикам нужно
предлагать письмо по обводке.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса, курс русского языка во
втором классе рассчитан на 102 часа, по 1,5 часа в неделю для работы с учителем и 1,5 часа для
самостоятельного обучения(34 недели).
Личностные и предметные результаты
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки
Личностные результаты:
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,
опираясь на вопросы учителя;
совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий
одноклассников;
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;
с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях,
учебных пособиях, учебных материалах;
под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных
формах (текст, рисунок, таблица, схема);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях,
тетрадях и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
принимать участие в диалоге;
принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты:
иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
различать и узнавать звуки окружающей действительности;
дифференцировать неречевые и речевые звуки;
иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово,
предложение);
уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную
форму под руководством учителя;
классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний
предмет;
понимать и показывать пространственное расположение фигур;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и
слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные
принадлежности и др.);
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на
слоги;
различать слово и предложение, слово и слог;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
осознавать слово как единство звучания и значения;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из данных слов;
составлять предложения по схеме;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые
предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с
произношением.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для
детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены личностные и предметные
результаты. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного
процесса. Поэтому в программу по русскому языку включены знания о языке – речевая
практика и речевое творчество:
 овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их
применения;
 развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному
чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для
решения соответствующих возрасту житейских задач;
 развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Основное содержание учебного предмета
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака
ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.

Слова звонкие и глухие, артикулярно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их
различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение
мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомых предметов;
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
группировка действий по признаку их однородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со
словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала
по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин);
содержание занятий связывается с материалом урока)

Тематическое планирование
п/п Наименование разделов и тем
№
1
Повторение за 1 кл.
2
Звуки и буквы.
3
Слог.
4
Парные звонкие и глухие согласные.
5
Шипящие и свистящие согласные.
6
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога .
7
Твёрдые и мягкие согласные.
8
Мягкий знак на конце слова.
9
Слово. Названия предметов.
10 Названия действий
11 Предлоги
12 Слова с непроверяемыми гласными.
13 Предложение.
14 Повторение.
ИТОГО:

Учебные
часы
14
18
10
6
4
7
5
3
17
6
6
2
4
8
110

Контрольные
работы
1

1

1
1
4

Поурочное планирование
№
п/п

Тема урока

Повторение за 1 кл.(14 ч)
1
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема
предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений.
2
Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи
предложений.
3
Большая буква в предложении и точка в конце. Анализ схемы.
Количество слов в схеме и записанном предложении.
4
Анализ схемы. Количество слов в схеме и записанном предложении.
5
Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует
(заяц). Степа стучит (молоток) и др.
6
Распространение предложений с помощью картинок.
7
Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком).
Наблюдение за отдельным написанием «маленького слова» в схеме и на
доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.
8
Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.
9
Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные
вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Диктант «Мяч»
10
Работа над ошибками. Называние предметов различных родовых групп:
игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др.
11
Различение реального предмета (предмет – на столе, в шкафу, в ранце)
и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем на
схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным

Примечание

12

13

14

словом. Фиксация предл. в схеме и в тетради.
Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет
(слово произносим, обозначаем на схеме, записываем в тетради).
Составление предложений с данным словом. Фиксация предл. в схеме и
в тетради.
Расположение предложений в последовательном порядке на основе
серии сюжетных картинок.Контрольное списывание по теме
«Повторение»

Работа над ошибками.
Звуки и буквы (18 ч.)
15
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию
преграды (наблюдение в зеркале за произношением звуков).
16
Звуки гласные и согласные, их различение.
17
Гласные и согласные буквы.
18
Гласные звуки и буквы.
19
Гласные звуки и буквы. Условное обозначение гласных звуков и букв в
схеме (звуко-буквенная схема).
20
Условное обозначение гласных звуков и букв в схеме (звуко-буквенная
схема).
21
Согласные звуки и буквы. Условное обозначение согласных звуков и
букв в схеме (звуко-буквенная схема).
22
Условное обозначение согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная схема)
23
Четкое произношение звуков слова, написание которого не расходится
с произношением, последовательное обозначение каждого звука в
схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с
данным словом.
24
Четкое произношение звуков слова, написание которого не расходится
с произношением, последовательное обозначение каждого звука в
схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с
данным словом.
25
Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом-дым, кашка-каска).
Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова, Наглядное
объяснение значения слова
(«Покажи на картинке»).
26
Сравнение слов, отличающихся количеством звуков (шар-шарф, мехсмех, кот-крот). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой
слова. Наглядное объяснение значения слова («Покажи на картинке»).
27
Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»
28
Работа над ошибками.
29
Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Картинный диктант .
30
Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
31
Контрольная работа за 1 четверть.
32
Работа над ошибками.

Слог (10ч.)
33
Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слова.
Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.
34
Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.
35
Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов.
Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа Ми-тя,
тра-ва, зем-ля и д.
36
Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа
37
Слова со звуками [и] и [й], различение их значений.
Деление данных слов на слоги. Составление схемы слова.
38
Слова со звуками [р] и [л], дифференциация их на слух и в
произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов
с четким звуко-слоговым проговариванием.
39
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах
звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в
сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Условные
обозначения звонких и глухих согласных звуков.
40
Дифференциация б-п. Различение слов на слух и в произношении.
Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звукослоговое проговаривание. Составление схемы, запись слов.
41
Контрольная работа.
42
Работа над ошибками.
Парные звонкие и глухие согласные (6ч.)
43
Дифференциация в-ф. Различение слов на слух и в произношении.
Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звукослоговое проговаривание. Составление схемы, запись слов.
44
Дифференциация г-к. Различение значений слов. Звуко-буквенный
анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы,
запись слов.
45
Дифференциация д-т, Различение значений слов. Звуко-буквенный
анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы,
запись слов.
46
Дифференциация ж-ш, Различение значений слов. Звуко-буквенный
анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы,
запись слов.
47
Дифференциация з-с. Различение значений слов. Звуко-буквенный
анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы,
запись слов
Слоговой диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные»
48
Обобщение по теме «Звонкие и глухие согласные, их различение».
Шипящие и свистящие согласные (4 ч.)
49
Согласные шипящие, дифференциация их на слух и в произношении.
Обозначение их буквами ж,ш,ч,щ. Звуко-буквенный анализ слов.
50
Согласные шипящие, дифференциация их на слух и в произношении.
Обозначение их буквами ж,ш,ч,щ. Звуко-буквенный анализ слов.

Согласные свистящие, дифференциация их на слух и в произношении.
Обозначение их буквами с, з, ц. Звуко-буквенный анализ слов.
52
Дифференциация шипящих и свистящих согласных. Звуко-буквенный
анализ слов. Различение значения слов.
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (7 ч).
53
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
54
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Буква е в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание
написания слов с этой буквой.
55
Буква ё в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание
написания слов с этой буквой.
56
Контрольное списывание. «Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога».
57
Работа над ошибками.
58
Буква ю в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание
написания слов с этой буквой
59
Буква я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание
написания слов с этой буквой.
Твёрдые и мягкие согласные (5 ч.)
60
Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении.
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами ы-и.
61
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами о-ё.
Определение значений слов. Контрольное списывание за I полугодие.
62
Работа над ошибками. Обозначение на письме мягкости и твердости
согласных буквами у-ю.
63
Обозначение мягкости согласных буквой е. Слуховой диктант по
теме: «Твердые и мягкие согласные звуки».
64
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами а-я.
Мягкий знак на конце слова (3 ч.)
65
Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.
66
Письмо слов с мягкими согласными на конце.
67
Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на
конце.
Слово. Названия предметов (17 ч.)
68
Предмет и его название. Их различение.
69
Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей
предметов и их названий
70
Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по
названию его частей.
71
Различение сходных по назначению предметов (стакан-кружка, креслостул). Их точное называние.
72
Различение сходных по форме предметов (шар, мяч, ком). Их точное
называние.
73
Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов:
игрушки, учебные вещи, посуда, мебель и т.д. Вопрос что? К группе
предметов и их обобщающему названию.
51

Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и
предмета
75
Группировка предметов и их названий (люди, птицы, звери, домашние
животные), отвечающие на вопрос кто?
76
Называние одного предмета и несколько одинаковых предметов,
отвечающих на вопросы кто? что?
77
Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: носносик, гриб-грибок.
78
Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых
предметов.
79
Большая буква в именах людей.
80
Большая буква в именах и фамилиях людей.
81
Большая буква в кличках животных.
82
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
83
Контрольный диктант по теме: «Большая буква в именах и фамилиях
людей, кличках животных».
84
Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом, состоящим
их 3 предложений. Коллективная запись текста после его анализа.
Названия действий (6 ч.)
85
Названия действий. Действие и его название. Различение действия и его
названия.
86
Называние действий предметов по вопросу что делает?
87
Называние действий предметов по вопросу что делают?
88
Контрольная работа по теме: «Названия предметов и действий»,
4 четверть (22 ч.)
89
Работа над ошибками.
Подбор и группировка слов, обозначающих действия, с названиями
предметов. Тренировочные упражнения.
90
Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что
делает? и кто что делают?: Медведь зимой … . Зайчики зимой не …
Предлоги (6 ч.)
91
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с
92
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с
93
Роль предлога в обозначении предметов пространственного
расположения
94
Упражнения в использовании предлогов для соответствующего
обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол,
взяли с полки и т.д.)
95
Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за
обозначением предлога в схеме и записи
96
Упражнения в использовании предлогов для соответствующего
обозначения предмета в пространстве (вещи висят в шкафу, вещи висят
на стуле,взять вещи из шкафа и т.д.)
Слова с непроверяемыми гласными (2 ч.)
97
Слова с непроверяемой гласной (словарные слова). Наблюдение за
74

единообразным написанием гласных в словах - «родственниках».
Подбор таких слов на основе картинок, предметов и вопросов.
98
Выделение слов -«родственников» из предложений: Собака Шарик
живет в будке. Собачка Чана живет в доме.
Предложение (4ч)
99
Составление предложений по картинке, по теме. Обсуждение темы
предложения (о ком или о чем мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя
(«Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»).
100 Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Завершение
начатого предложения с опорой на картинку: В зоопарк привезли
(картинка). На ветке сидела (картинка).
101 Диктант по теме: «Предложение».
102 Работа над ошибками
Повторение (8 )
103 Повторение. Звонкие и глухие согласные.
104 Твердые и мягкие согласные.
105 Мягкий знак на конце слов.
106 Название предметов. Большая буква в именах, фамилиях людей,
кличках животных.
107 Название действий.
108 Предложение.
109 Контрольная работа.
110 Работа над ошибками.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
-Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4
классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
-Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
-Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. –
М.: Просвещение, 1981.
-Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако,
2007.
-Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987.
-Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
-Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под
ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
- Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных
работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001
2. Учебник:
- Э.В. Якубовской и Н.В. Павловой «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных
(коррекционных) школ VIII вида. – М., «Просвещение», 2012г.
3. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
4. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал,
геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- дидактические игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».