РП Речевая практика УО (2 класс)

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
2 класс

ГО Первоуральск, 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 класса разработана в
соответствии с:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 1);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение предмета «Речевая практика» в начальной школе направлено на
достижение следующей цели:
1. Формирование учебной познавательной деятельности обучающихся через усвоение
учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности
любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных
заданий.
3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях
окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие
движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные
отклонения (нарушения) в развитии обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Введение предмета «Речевая практика» в учебный план обусловлено значительным
отставанием детей с интеллектуальным недоразвитием в общем речевом развитии от
своих сверстников с нормальным интеллектом. Наряду с другими предметами он
формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовнонравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса «речевая практика»
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Описание места учебного предмета.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным
планом образовательной организации предмет «речевая практика» изучается во 2 классе
по 2 часа в неделю 68 ч в год.
В соответствии с этим реализуется « Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»

Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность природы - основывается на любви к природе, бережному отношению к ней
человека через тексты художественных произведений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для формирования эмоциональнопозитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и творчества- как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию и отражают умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Результатами изучения курса «речевая практика» является формирование базовых
учебных действий .
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты по иллюстрациям.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- осознанно, правильно читать текст целыми словами;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметным результатом изучения курса «речевая практика» является
сформированность следующих умений:
-умение называть, характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные
свойства;

-умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
-умение связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых
слов;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер. Их целью
является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их
познавательной деятельности. У обучающихся формируются элементарные представления
и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и
обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают
некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Содержание тем учебного курса состоит из следующих разделов:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций
учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций. Выполнение словесных инструкций. Соотнесение речи и изображения
(выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение
по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа
речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные
знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи
на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут
…», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,

«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и
их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …»,
«Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе
…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно
…, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность
за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения, одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,
подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на
уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!»,
«Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование
вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.
Уровни усвоения
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с
опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец
чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радиои телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

№
1

2

3

4

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план
Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
Раздел
Содержание
Аудирование
Развитие у детей у детей способности воспринимать и
понимать обращенную к ним речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и
слов (2 слога, 2 – 3 слова).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков,
дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех
согласных.
Слова, близкие по звучанию.
Дикция и выразительность
Отработка у школьников четкости произношения,
речи
эмоциональной выразительности речи. Голос, сила
голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо,
выражение лица. Практическое использование мимики
в речевых ситуациях.
Подготовка речевой
В содержание раздела входит перечень лексических
ситуации и организация
тем и речевых ситуаций по названным темам,
высказывания
связанных со школьной жизнью и бытом детей, их
играми, взаимоотношениями с окружающими.
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья,
доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор
по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у
бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и
др.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.
Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.
Составление предложений с опорой на заданную
синтаксическую конструкцию. Фиксация символами
каждого предложения.
Составление из символов связного высказывания из 3
– 5 предложений.
Использование
личных
местоимении
вместо
существительного для связи предложений в тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой игре
по теме.
Культура общения.
Проведение специальной работы по обогащению
речи учащихся словами, оборотами, служащими для

выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон
речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение
собеседников в ходе беседы. Тренировочные
упражнения на готовом речевом материале.

п/п
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Добро пожаловать.
История о лете.
Играем в сказку «Три поросёнка»
Расскажи мне о школе.
Вспомним любимые сказки.
Алло! Алло!
С днём рождения.
Новогодняя сказка.
Новогодний карнавал.
Дежурство.
У меня есть щенок.
Пошли в столовую.
«Красная Шапочка».
Я поздравляю тебя!
Я записался в кружок!
Вспоминаем любимые сказки.
Скоро лето!
Поклонимся памяти героев.
ИТОГО:
Поурочное планирование
Тема урока

№
п/п
Добро пожаловать! 4ч
1
Добро пожаловать!
2
У нас новый ученик.
3
Кто нас лечит и кормит
4
Правила для школьника.
История о лете. 4ч.
5 Истории о лете.
6
Истории о лете .
7
Я расскажу вам, где отдыхал
8
Я расскажу вам, где отдыхал
«Три поросенка».3 ч.

Учебные часы
4
4
3
4
3
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
68

Примечание

9
Знакомство со сказкой «Три поросенка».
10 Инсценировка сказки «Три поросенка»
11 Инсценировка сказки «Три поросенка».
Расскажи мне о школе.4 ч.
12 Дежурим с другом (подругой)
13 «Ура! Перемена!»
14 Дружат в нашем классе девочки и мальчики
15 Наш товарищ заболел.Творческая работа №1
Вспоминаем любимые сказки.3 ч.
16 Знакомство со сказкой «Три медведя».
17 Знакомство со сказкой «Три медведя».
18 Инсценировка сказки «Три медведя».
Алло! Алло! 4 ч.
19 Я звоню себе домой.
20 Я звоню себе домой.
21 Я звоню в экстренные службы.
22 Я звоню в экстренные службы.
С Днём рождения.4 ч.
23 Мы в гостях на день рождении.
24 День рождения! Знакомимся с гостями.
25 День рождения! Провожаем гостей.
26 Накрываем на стол.
Новогодняя сказка.3 ч.
27 Новогодние чудеса.
28
Новогодние чудеса.
29 Новогодние поздравления.
Новогодний карнавал.3 ч.
30
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор
предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из
двух, произнесённых учителем).
31 Новогодние приглашения.
32 Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на
новогоднем празднике?». Творческая работа №2.
Дежурство . 4 ч.
33 Мы дежурные .Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию,
рассказ учителя).
34 Мы дежурные.Конструирование возможных реплик в диалогах:
просьба, предложение, отказ, согласие.
35 Я правильно одеваюсь.
36 Я правильно одеваюсь.
У меня есть щенок.4 ч.
37 Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!»
38 Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца
39 Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

40 У меня есть щенок!
Пошли в столовую! 4 ч.
41 Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт
обучающихся, сюжетные картинки).
42 Конструирование возможных диалогов в столовой:
распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда.
43 Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме.
44 Составление рассказа по теме «Наша столовая» .Ролевые игры по
теме.
«Красная Шапочка». 4 ч.
45 Знакомство со сказкой «Красная Шапочка».
46 Знакомство со сказкой «Красная Шапочка».
47 Инсценировка сказки «Красная Шапочка».
48 Инсценировка сказки «Красная Шапочка».
Я поздравляю тебя! 4 ч.
49 Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию,
дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор
предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из
двух, произнесенных учителем).
50 Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в
произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости
от адресата.
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,
51 моделирование и проигрывание диалогов. Творческая работа №3.
52 Создание видео-поздравления.
Я записался в кружок! 4 ч.
53 Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи
в кружок.
54 Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой
на иллюстрации, игра «Живое предложение» и др.).
55 Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях (с опорой на
план: вопросный, схематический, картинный).
56 Я иду в кружок. Кто со мной?
Вспоминаем любимые сказки. 4 ч.
57 Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией,
отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.).
58 Актуализация содержания сказки ( пересказ с опорой на
иллюстрации).
59 Закрепление содержания сказки.
60 Инсценирование сказки.
Скоро лето!
61 Введение в ситуацию.
62 Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации.
63 Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.

64 Беседа «Любимые занятия».
Поклонимся памяти Героев.4 ч.
65 Введение в ситуацию.
66 Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в
произнесении поздравлений с торжественной интонацией.
67 Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание диалогов. Творческая работа №4.
68 Создание видео-поздравления ветеранам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».