Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
1 класс
ГО Первоуральск, 2023г.
2
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 2 класса по предмету «Изобразительное искусство» для детей с
легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебником «Изобразительное
искусство» 2 класс М.Ю.Рау. М.А.Зыков, Москва «Просвещение» 2018г. для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы.
Программа по изобразительному искусству для 2 класса составлены с учётом
особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их
умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для
социальной адаптации.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим
ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения
сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию
путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
-дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
- развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной
деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
3
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития
детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с
законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с
некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе
предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков
психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся,
организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках
изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного
отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об
искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию
речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала
осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах:
устный опрос, творческие работы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
9 часов
8 часов
10 часов
7 часов
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Изобразительное искусство»
В
структуре
планируемых
результатов
ведущее
место
принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру,
овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и
самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения
задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории:
красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец
обучения во 2 классе:
Достаточный уровень:
4
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной
формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
обучающиеся должны знать:
названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей,
используемых на уроках изобразительного искусства во 2 классе;
выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;
основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
правила работы с краской, карандашом;
строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
обучающиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая
при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии
с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними
размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое
отношение к ним.
Содержание рабочей программы.
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения
или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина
листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное)
в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;
размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе
правильные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со
словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность,
подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение).
Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты
объединения предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги,
сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и
чередованием формы и цвета элементов узора.
5
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией,
при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных
на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной",
(гуашью на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в
полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном,горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.
Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов
изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической
позе (человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием
приема сравнения).
Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте, фартуке, в
головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок";
"Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого
изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей,
соответствующих определенной форме части тела изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий
карандашом в здании "Сломанный телевизор" (рисуются полосы разных видов на экранах
телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломанными
линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по
форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и
простокваши) - работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама"); зарисовка
выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору
учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по
выбору учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи»
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого,
фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет
предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение
приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать
поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.).
Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
6
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы:
роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама
в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной
формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" -"Серая туча, идет дождь" сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной
голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Беседа по плану:
1. Кто написал картину.
2. Чем написал художник картину, на чем.
3. Что художник изобразил на картине.
4. Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А.
Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова,
В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;
круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года?
Почему?
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1.
Обучение композиционной деятельности
2.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать 10
форму предметов, пропорции и конструкцию
3.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и 10
формирование умений передавать его в живописи
4.
Обучение восприятию произведений искусства
За год:
№
п/п
1.
Тема урока.
Вспоминаем лето красное.
Здравствуй золотая осень!
Рисование.
10
4
34 ч.
Поурочное планирование
Основные виды учебной деятельности.
I четверть (9 ч)
Презентация «Времена года», образцы
иллюстраций, фотографии.
Рисование по памяти и по представлению.
Кол-во
часов.
1
7
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Ветка с вишнями. Рисование и
лепка
Лепка. Корзина с разными
съедобными грибами.
Беседа о художниках и их
картинах
Фон темный, светлый. Рисунок
зайца
Краски: гуашь и акварель.
Рисунок. Листок дерева.
Рабочее место для рисования
красками акварель. Рисование
фона. Небо
Главные и составные цвета.
Рисунок. Туча.
Рисунок. «Фрукты на столе».
«Овощи на столе
16.
Рисование фигуры человека по
шаблону
Беседа о художниках и их
картинах. Лепка человека.
Рисунок. «Мама в новом
платье»
Лепка. Снеговик. Рисунок.
«Снеговики во дворе»
Панорама «В лесу зимой».
Работа с бумагой и ножницами.
Аппликация и рисунок
Весёлый Петрушка на
новогоднем празднике.
Весёлый хоровод вокруг ёлки.
Аппликация «Хоровод»
17.
Аппликация. Пляшущие возле
ёлки дети.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Образцы материалов, инструментов, изделий.
Рисования и лепка по образцу.
Таблица «Съедобные грибы». Образцы
материалов, инструментов, изделий.
Образцы картин известных художников.
Презентация Русские художники»
Презентации, иллюстрации, таблицы, Образцы
материалов, инструментов, изделий. Рисования
с натуры.
1
1
1
1
1
1
1
1
II четверть (8 ч)
Образцы картин известных художников.
Презентация Русские художники».
Изображения на плоскости и в объёме (с
натуры, по памяти, по представлению).
Аппликация. Объёмно – пространственное
моделирование.
III четверть (10 часов)
Разные породы собак. Лепка Декоративная и конструктивная работа. Лепка.
«Собака»
Аппликация. Обсуждения работ товарищей,
результатов коллективного творчества и
Рисунок «Собака»
индивидуальных работ на уроке.
Разные породы кошек. Лепка
«Кошка»
Лепка. Мишка. Собачка.
Аппликация с дорисовыванием
«Мишка»
Дымковская игрушка. Лепим
«Барыню»
Рисунок «Птичка-зарянка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Весна. Скворечники на берёзе.
Аппликация «Скворец сидит на
ветке и поёт песню»
Аппликация «Ваза». Рисунок
«Ваза»
Красивые разные цветы. Цветы
в работах известных
художников.
IV четверть (7 часов)
Аппликация. «Подснежник»
Изображения на плоскости и в объёме (с
натуры, по памяти, по представлению).
Рисунок «Ваза с цветами»
Аппликация. Объёмно – пространственное
Аппликация «Ваза с цветами»
моделирование.
Рисунок «Кактус»
Праздник 1 Мая. Открытка к
празднику весны.
Рисунок
«Открытка к празднику»
Праздник 9 Мая. Открытка к
празднику победы. Рисунок
«Открытка к празднику».
Рисунок по описанию «В парке
весной»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9