Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Пластилинография»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
2 класс
ГО Первоуральск, 2023г.
1
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей идарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Иными словами: чем больше мастерства в детской ладошке, темумнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Рабочая программа по учебному предмету из части формируемой участниками
образовательных отношений «Пластилинография» разработана на основании ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от и
обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной
программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1).
В исследованиях по изучению проблем развития деятельности головного мозга детей (И. М.
Сеченов, Б. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.) отмечено, что функциональность рук имеет
непосредственное стимулирующее значение на становление и совершенствование речевой и
интеллектуальной функции [8].
Актуальность программы обусловлена её направленностью на развитие важнейших функций:
сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, пространственной ориентации, зрительной и двигательной памяти, гибкости, силе,
точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, что играет
огромную роль в социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Новизна программы опирается на принципы витагенности (жизненной определенности),
доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и обеспечивает разностороннее
развитие обучающихся с учетом их образовательных потребностей.
Программа разработана для учащихся 2 класса с легкой умственной отсталостью, в т.ч. РАС, и
направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствующей преодолению или
ослаблению недостатков в психическом и физическом развитии.
Основная цель заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта, раскрытие
творческого потенциала личности обучающихся посредством самовыражения через
изготовление изделий из пластилина, формирование жизненных и социальных компетенций
через общение с миром изобразительного искусства.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач курса
«Пластилинография»:
Образовательные:
расширить знания о материалах и их свойствах пластилина и технологиях его
использования;
формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего
мира посредством пластилинографии;
формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью
зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы,
пропорции, цвета;
освоить основные приёмы применения пластилина в картинках (шариковый,
жгутиковый, капельный);освоить простейшие действия с пластилином (раскатывание,
сплющивание, вытягивание, размазывание); умение работать стекой;
уметь принимать задачу, слушать и слышать речь учителя, действоватьпо образцу.
Коррекционно-развивающие:
развивать сенсомоторные процессы, мелкую моторику, координациюдвижений рук,
глазомер через формирование практических умений;
2
развивать познавательные процессы (внимание, воображение,восприятие, память);
формировать способности в выборе способов и приемов в сюжетной,предметной, и
декоративной лепке;
развивать образную память, эстетические чувства.
Воспитательные:
воспитывать интерес к разнообразным видам труда;
воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводитьначатое дело до
конца.
Организация занятий осуществляется при выполнении самых разнообразных видов
деятельности, по содержанию материал подбирается в соответствии с индивидуальными
особенностями учащихся и дифференцируется по вариантам АООП.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при её освоении у
учащихся развиваются:
социальная и творческая активность;
расширяется кругозор, формируется эстетический вкус;
повышается культурный уровень;
повышается самооценка;
дисциплинированность;
воспитываются потребности в самопознании, саморазвитии.
Общая характеристика предмета с учетом особенностей егоосвоения обучающимися
Пластилинография – это один из новых видов работы в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:
«графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал,
при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука
(вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с
педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в
деятельности по обучению детей работе с пластилином меняется по мере развития овладения
детьми навыками техники пластилинографии.
Практическая направленность реализуется через интеграцию различных образовательных
сфер, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с интеллектуальной
недостаточностью, воспитанию у него положительных навыков и привычек, что в дальнейшем
способствует успешной социализации ребенка в обществе.
Изучение данного курса позволяет корригировать интеллектуальные, эмоционально-волевые,
двигательные недостатки у обучающихся с лёгкой степенью отсталости (интеллектуальными
нарушениями), с учётом их возрастных особенностей, путём систематического и
целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической
деятельности, улучшения зрительной и двигательной координации, мелкой ручной моторики.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы
занятий, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к данному
виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
3
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа скнигой и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,просмотр
фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
практический (ролевые игры, выполнение работ по показу,изготовление изделий,
экскурсии, игровой тренинг др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы создания положительной мотивации обучающихся:
эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра,
свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного
отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного
характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок с использованием
технологических
карточек.
На
каждом
занятии
используется
дополнительный
энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах,
насекомых и т.д.
Структура занятия:
1.
Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочегоместа).
Обобщающее повторение (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил техники безопасности, правил поведения назанятии.
2.
Введение в новую тему (использование загадок, стихов, раскрывающих тему занятия;
энциклопедических и литературных сведений об изделии):
показ образца;
рассматривание образца, анализ
3.
Практическая часть:
показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по технологической карте,
образцу - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация учащимися этапов работы над изделием (расшифровка карты: «Что здесь
делаю?»);
самостоятельное изготовление детьми изделия по технологической карточке;
оформление, отделка изделия, или оформление в композицию;
4.
Оценка результатов деятельности
анализ работы учащегося по критериям: аккуратность, правильность и
последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение
правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика.
5.
Рефлексия.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Пластилинография» рассчитана во 2-м классе 34 часа по 1 часу
в неделю (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных и предметных результатов.
Предметные ожидаемые результаты:
4
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
знать правила организации рабочего
знать правила организации рабочего
места при работе с пластилином и
природными материалами, выполнять их с
помощью учителя;
знать правила техники безопасной
работы с пластилином;
знать виды трудовых работ;
знать основные приемы работы с
пластилином, выполнять их с помощью
учителя;
выполнять простые инструкцииучителя;
отвечать на простые вопросы используя
как речевые, так и неречевые средства
общения;
анализировать объект, подлежащий
изготовлению, подбирать цветовую гамму,
применять соответствующие приёмы для
соединения материалов с помощью
учителя;
оценивать свою работу с помощью
учителя;
осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий с
помощьюучителя.
места в зависимости от характера
выполняемой работы, выполнять их с
большей долей самостоятельности;
знать инструменты и материалы,
применяемые на уроках;
знать правила техники безопасной
работы с пластилином;
знать виды трудовых работ;
отвечать на простые вопросы;
выполнять простые инструкцииучителя;
владеть основными приемами работы с
пластилином, выполнять их с большей
долей самостоятельности;
анализировать объект, подлежащий
изготовлению, подбирать цветовую гамму;
определять способы соединения деталей
с большей долей самостоятельности;
оценивать свою работу с помощью
учителя;
осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий с
большей долей самостоятельности.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Изучение предмета «Пластилинография» направлено на получение следующих
личностных результатов:
формирование представления о себе, собственных возможностях: умение
рассказать о своих успехах и неудачах в трудовой деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся
мире: уметь обратиться за помощью;
формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми
нормами и ритуалами социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, вести диалог
со сверстниками;
формирование способности к принятию социального окружения, формирование
умения определить свое место в нем: быть послушным, выполнять требования учителя,
понимать важность труда;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности: умение
преодолевать возникающие трудности, признавать свои ошибки и исправлять их, уметь ладить
с другими членами коллектива, соблюдать дисциплину на уроках;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях: умение договариваться, идти на уступки, признавать вину;
формирование эстетических потребностей, чувств; формировать нравственные
5
установки и моральные нормы; уметь замечать красоту окружающего мира, уметь направлять
собственную активность во благо себе и людям;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, должного отношения к своим поступкам, оказывать посильную
помощь одноклассникам;
формирование элементарных навыков самообслуживания, умения довести
начатое дело до конца, быть способным к коллективным формам деятельности;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение
дисциплины на уроке, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение техники безопасности.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Минимальный уровень
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к
окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в
Выполнении простых учебных
заданий;
- проявление элементов личной
Ответственности при поведении в
Новом социальном окружении
(классе, школе);
- готовность к изучению основ
безопасного и бережного поведения в
природе и обществе.
Достаточный уровень
- осознание себя как ученика, готового
Посещать школу в соответствии со
Специально организованными
режимными моментами;
- способность к принятию социального
окружения, своего места в нем (класс,
школа);
- готовность к организации
Элементарного взаимодействия с
окружающей действительностью.
Коммуникативные учебные действия
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- вступать в контакт и работать в паре
- вступать в контакт и поддерживать его в
коллективе (учитель-класс, ученик-ученик,
«учитель-ученик»;
- использовать
принятые
ритуалы учитель-ученик);
социального
взаимодействия
с - обращаться за помощью и принимать
помощь;
одноклассниками и учителем;
свое
поведение
в
- слушать и понимать инструкцию к - изменять
соответствии
с
объективными
учебному заданию в разных видах
требованиями учебной среды;
деятельности и быту;
взаимодействовать
с
- сотрудничать
со
взрослыми
и - конструктивно
сверстниками в разных социальных людьми из ближайшего окружения.
ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия
Минимальный уровень
- адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты
и т.д.);
Достаточный уровень
принимать
цели
и произвольно
включаться в деятельность,
следовать
предложенному
плану
и
работать в общем темпе;
6
- активно участвовать в специально
организованной деятельности
(игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия
Минимальный уровень
- делать
простейшие
обобщения,
сравнивать, классифицировать на наглядном
материале.
- наблюдать под руководством
взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
соотносить
свои действия
и их
результаты
с заданными
образцами,
принимать оценку деятельности.
Достаточный уровень
- выделять некоторые существенные, общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
- наблюдать самостоятельно за
предметами и явлениями окружающей
действительности.
Содержание предмета
Вводное занятие. Знакомство с историей развития техники пластилинография.
Энциклопедические сведения. Просмотр экспозиции в выставке презентации: скульптурные
работы, простые и сложные натюрморты, жанровые композиции с большим количеством
элементов. Рассмотрение пластилинографии как вида декоративно-прикладного искусства.
Рассмотрение образцов изделий в технике пластилинография. Ознакомить детей с техникой
пластилинографии, формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми
движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки, приемами использования:
раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы
через игровое взаимодействие с материалом. Упражнять в скатывании маленьких шариков
круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями
пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Беседа об осенних дарах природы. Формировать представления о видах деревьев в
родном крае. Повторение правил работы с пластилином. Анализ образца. Объяснение и
показ учителя: учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска,
наносить пластилин на готовый шаблон, аккуратно размазывая по поверхности; скатывать
пластилин в круглые формы и заполнять ими рисунок, не выходя за контур, надавливать
пальчиком на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Планирование приёмов
работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Практическая работа с пластилином:
раскатывание шариков, расплющивание между пальцами, раскатывание колбаски.
Практическая работа детей по образцу. Выставка работ. Анализ изделия. Формировать
представления о видах деревьев в родном крае. Рассматривание образца и называние частей
цветка (стебель, листья, лепестки). Беседа о временах года – осень, признаках осени.
Рассматривание сюжетных картинок с природными явлениями осени. Повторение правил
работы с пластилином. Анализ образца. Объяснение этапов выполнения работы:
отщипывание маленьких кусочков пластилина, скатывание жгутики из пластилина между
ладоней и скатывание их в улитку. Планирование приёмов работы с пластилином. Разогрев и
разминание пальчиков рук. Выполнение практической работы по показу учителя.
Организация выставки работ детей.
Рассматривание сюжетных картинок с природными явлениями осени. Планирование
приёмов работы с пластилином. Разогрев и разминание пальчиков рук. Объяснение и показ
учителя: отщипывание маленьких кусочков пластилина и скатывание их в шарик двумя
пальцами. Упражнять в правильной постановке пальца, осваивать прием надавливания,
размазывания не заходя за контур, смешивание пластилина разных цветов. Учить
самостоятельно продумывать узоры зонта. Планирование приёмов работы с пластилином.
Разогрев и разминание пальчиков рук. Выполнение практической работы по показу учителя.
Организация выставки работ детей. Игры: «Отгадай загадку». «Четвёртый лишний».
Рассматривание натюрмортов. Расширять представление детей об овощах (форма, цвет,
величина). Повторение правил работы с пластилином. Анализ образца и обсуждение
приёмов работы. Разогрев и разминание пальчиков рук. Объяснение и показ учителя:
7
отщипывание маленьких кусочков пластилина и скатывание их в шарик двумя пальцами,
аккуратное размазывание пластилина подушечкой пальца по контуру. Смешивание
пластилина разных цветов. Планирование приёмов работы с пластилином. Практические
упражнения: изготовление маленьких шариков одинакового размера; освоение приемов:
налепливать по контуру, размазывать по всей форме. Создание образа посредством цвета и
объема. Практическая работа детей. Организация выставки работ детей. Игры: «Отгадай
загадку», «Четвёртый лишний». Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).
Повторение правил работы с пластилином. Анализ образца и обсуждение приёмов работы.
Разогрев и разминание пальчиков рук. Объяснение этапов работы: отщипывание маленьких
кусочков пластилина от основного куска; аккуратное размазывание пластилина пальчиком
по основе, прорисовывание деталей; правильный подбор цветов и оттенков. Учить
правильной постановке пальца, осваивать прием надавливания, отщипывать маленькие
кусочки пластилина. Пальчиковая гимнастика. Планирование приёмов работы с
пластилином. Выполнение практической работы по показу учителя. Организация выставки
работ. Рассматривание и называние предметных картинок: беседа об осеннем лесе, грибах,
особенностях внешнего вида грибов. Игра: «Мы грибочки собираем». Повторение правил
работы с пластилином. Рассматривание образца и планирование работы. Объяснение и показ
учителя: отщипывание маленьких кусочков пластилина и скатывание шариков, колбасок
пальцами, придавливание их, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Планирование приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Практическое
освоение и закрепление различных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание,
прищипывание, надавливание, размазывание др. Практические работы учащихся.
Организация выставки работ детей.
Игра «Отгадай загадку». Беседа о любимых игрушках детей. Называние любимых
игрушек детей. Рассматривание домов, название их частей, анализ частей, называние цветов.
Повторение правил работы с пластилином. Анализ образца и обсуждение приёмов работы.
Называние приёмов лепки (надавливание, отщипывание, примазывание). Объяснение и показ
учителя: отщипывание маленьких кусочков пластилина и скатывание их в колбаски
ладонями, выкладывание стен колбасками (выкладывание стен дома маленькими ветками);
аккуратное размазывание пластилина подушечкой пальца по контуру крыши. Планирование
приёмов работы с пластилином. Разогрев и разминание пальчиков рук. Практические работы
учащихся. Организация выставки работ детей.
Загадывание загадки. Показ фрагмента мультфильма про лягушку. Анализ образца и
планирование приёмов работы с пластилином. Объяснение и показ учителя: отщипывание
маленьких кусочков пластилина и скатывание их в шарик двумя пальцами, аккуратное
размазывание пластилина подушечкой пальца по контуру. Разогрев и разминание пальчиков
рук. Выполнение практической работы. Организация выставки работ детей.
Загадывание загадки. Показ фрагмента мультфильма про сову. Расширить
представления детей о лесной птице – сове. Анализ образца и планирование приёмов работы
с пластилином. Практическая часть: технологический разбор элементов (голова, туловище,
крылья, лапы). Объяснение и показ учителя: отщипывание,
аккуратное размазывание
пластилина подушечкой пальца по контуру; отщипывание маленьких кусочков пластилина и
скатывание их в шарик двумя пальцами, надавливание на заранее разложенные
пластилиновые шарики и выполнение мазков. Закрашивание фона пластилином.
Планирование приёмов работы с пластилином. Выполнение практической работы по показу
учителя. Организация выставки работ детей.
Игра «Отгадай загадку». Беседа о птицах, рассматривание птиц на картинках,
уточнение и расширение представления детей о зимующих птицах нашего края, об
особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить
находить признаки сходства и различия. Практическая часть: технологический разбор
элементов (голова, хвост, туловище, крылья, лапы). Повторение правил работы с
пластилином. Анализ образца и обсуждение приёмов работы. Объяснение и показ учителя:
отщипывание маленьких кусочков пластилина, аккуратное размазывание пластилина
подушечкой пальца по контуру рисунка, как будто закрашивая его, используя несколько
8
цветов пластилина. Учить детей смешивать пластилин из 2-х цветов, образовывая новый
оттенок. Планирование приёмов работы с пластилином. Разогрев и разминание пальчиков
рук.
Практические упражнения: отщипывание маленьких кусочков пластилина; освоение
приемов: растягивание его по силуэту птицы, смешивание пластилина разных цветов.
Организация выставки работ детей.
Беседа о времени года - зима, его признаках, зимних развлечениях детей. Узнавание
картин зимы. Повторение правил работы с пластилином. Анализ образца и обсуждение
приёмов работы. Объяснение практической работы: размазывание пластилина по всему
рисунку, как будто закрашивая его; учить использовать вспомогательные предметы (бисер и
др.); самостоятельно продумывать узор работы, учить работать на заданном пространстве.
Планирование приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Создание сюжета
из предложенных деталей.
Выполнение практической работы по показу учителя. Организация выставки работ.
Рассматривание картин зимней природы. Называние примет зимы (морозы, снег).
Беседа о приближающемся празднике.
Рассматривание картинок наряженных ёлок. Формировать у детей обобщенное
представление о елочных игрушках. Повторение правил работы с пластилином. Анализ
образца и подбор цветовой гаммы для работы. Объяснение практической работы:
отщипывание маленьких кусочков пластилина, раскатывание пластилина в ладошках,
придавая нужную форму, аккуратное размазывание пластилина пальчиком по основе,
прорисовывание деталей; правильный подбор цветов и оттенков, создание лепной картины с
выпуклым изображением. Побуждение детей самостоятельно придумать узор для своего
шарика. Планирование приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика.
Практические работы учащихся.
Организация выставки работ детей.
Беседа о приближающемся празднике. Рассматривание картинок наряженных ёлок.
Повторение правил работы с пластилином. Анализ образца и подбор цветовой гаммы для
работы. Объяснение и показ учителя: отщипывание маленьких кусочков пластилина и
скатывание их в шарик двумя пальцами, размазывание пластилиновых шариков в
направлении вниз. Планирование приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук
и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Формировать умение детей передавать
в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки,
направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии. Практические
упражнения в изготовлении огоньков на елку: скатывание, сплющивание, прищипывание,
оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания
одной части изделия к другой. Практические работы учащихся. Организация выставки работ
детей. Рассматривание картины «Зимние забавы». Рассказы детей о зимних развлечениях.
Повторение правил работы с пластилином. Рассматривание снеговика и рассказы о
последовательности лепки снеговика. Анализ образца и подбор цветовой гаммы для работы.
Объяснение и показ учителя: создание композиции на основе интеграции рисования и
пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за
контур. Планирование приёмов работы с пластилином. Выполнение практической работы по
показу учителя. Организация выставки работ детей. Просмотра фрагмента мультфильма
«Лисичка со скалочкой» /« Маша и медведь» / «Репка»/«Мойдодыр». Повторение правил
работы с пластилином. Разогрев и разминание пальчиков рук. Анализ образца и обсуждение
приёмов работы. Объяснение этапов работы: раскатывание пластилина в ладошках, придавая
нужную форму, аккуратное размазывание пластилина пальчиком по основе, прорисовывание
деталей; правильный подбор цветов и оттенков. Планирование приёмов работы с
пластилином. Пальчиковая гимнастика. Освоение приемов: раскатывание, сплющивание,
выполнение декоративных элементов. Выполнение практической работы. Организация
выставки работ.
Беседа о приближающемся празднике Дне Защитника Отечества. Знакомство с
9
видами транспорта.
Повторение правил работы с пластилином. Подбор атрибутов праздника: каска,
звезда, танк. Анализ образца и обсуждение приёмов работы. Планирование приёмов работы с
пластилином. Пальчиковая гимнастика. Объяснение этапов выполнения работы. Учить детей
создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной
передачи формы предмета, его строения, частей, дополнять изображение характерными
деталями (окошками). Выполнение
практической работы.
Организация выставки работ.
Беседа о празднике 8 марта и о подарках для мам, их любимых цветах. Повторение
правил работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Анализ образца (ваза, стебельки,
листья, цветы), подбор цветовой гаммы и обсуждение приёмов работы. Объяснение
практической работы: раскатывание пластилина в ладошках, придавая нужную форму,
аккуратное размазывание пластилина пальчиком по основе, прорисовывание деталей;
правильный подбор цветов и оттенков, использование природного материала в аппликации.
Пальчиковая гимнастика. Планирование приёмов работы с пластилином. Учить лепить
мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль
стебля. Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. Освоение приемов:
скатывание, примазывание. Выполнение практической работы по показу учителя.
Организация выставки работ. Организация игры «Садовник».
Знакомство с водными видами транспорта. Повторение правил работы с пластилином.
Анализ образца и обсуждение приёмов работы. Планирование приёмов работы с
пластилином. Пальчиковая гимнастика. Объяснение этапов выполнения работы.
Выполнение практической работы. Организация выставки работ.
Беседа о первом полёте в космос. Закрепить и расширить представление детей о
космосе. Рассматривание сюжетных картин. Повторение правил работы с пластилином.
Пальчиковая гимнастика. Повторение приёмов работы с пластилином. Объяснение
практической работы: раскатывание пластилина в ладошках, придавая нужную форму,
аккуратное размазывание пластилина пальчиком по основе, прорисовывание деталей;
правильный подбор цветов и оттенков. Пальчиковая гимнастика. Планирование приёмов
работы с пластилином. Практическая работа детей. Развивать самостоятельность в
дополнении композици тематическими элементами. Организация выставки работ детей.
Знакомство с народным обрядовым праздником Пасхой, её обычаями, традициями.
Повторение правил работы с пластилином.
Рассматривание различных видов украшений пасхальных яиц. Рассматривание
образца. Анализ образца и обсуждение приёмов работы. Учить отражать характерные
особенности пасхальных угощений в технике мозаичной пластилинографии. Планирование
приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Выполнение практической работы
по показу учителя. Организация выставки работ.
Загадывание загадки. Рассматривание насекомых на картинках. Практическая часть:
технологический разбор элементов (голова, туловище, крылья, конечности). Повторение
правил работы с пластилином. Разогрев и разминание пальчиков рук. Анализ образца и
обсуждение приёмов работы. Объяснение практической работы: подготовка эскиза,
правильный подбор цветов и оттенков, работа в технике мазок пластилином, плавно
«вливая» один цвет в другой на границе их соединения, заполнение рисунка
пластилиновыми шариками и пластилиновыми нитями. Планирование приёмов работы с
пластилином. Выполнение практической работы по показу учителя. Организация выставки
работ.
Беседа о времени года - весне, ее признаках, набухании почек, цветении.
Рассматривание иллюстраций. Повторение правил работы с пластилином. Рассматривание
образца. Анализ образца и обсуждение приёмов работы. Планирование приёмов работы с
пластилином. Пальчиковая гимнастика. Объяснение практической работы:
раскатывание
пластилина в ладошках, придавая нужную форму, аккуратное размазывание пластилина
пальчиком по основе, прорисовывание деталей; правильный подбор цветов и оттенков;
формирование колбаски из пластилина и наклеивать в соответствии с замыслом. Закреплять
10
умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности.
Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от
него). Выполнение практической работы по показу учителя. Организация выставки работ.
Беседа о приближающемся празднике 9 мая. Рассматривание сюжетных картин.
Повторение правил работы с пластилином. Подбор атрибутов праздника: каска, звезда, танк.
Анализ образца и обсуждение приёмов работы. Планирование приёмов работы с
пластилином. Пальчиковая гимнастика. Объяснение этапов выполнения работы. Выполнение
практической работы. Организация выставки работ.
Беседа о времени года - весне, ее признаках, первых весенних цветах. Вызвать
интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать
представление о первоцветах. Рассматривание иллюстраций. Повторение правил работы с
пластилином.
Рассматривание образца. Анализ образца и обсуждение приёмов работы.
Планирование приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Объяснение
практической работы: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой
изображения-пластилинография,
учить создавать выразительный образ посредством
передачи объема и цвета; закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе,
разглаживание готовых поверхностей.
Выполнение практической работы по показу учителя. Организация выставки работ.
Беседа о времени года - лето, ее признаках, летних цветах: незабудки. Рассматривание
иллюстраций. Повторение правил работы с пластилином. Рассматривание образца. Анализ
образца и обсуждение приёмов работы. Планирование приёмов работы с пластилином.
Пальчиковая гимнастика. Объяснение практической работы: отщипывание маленьких
кусочков пластилина и скатывание их в маленький шарик двумя пальцами, а затем
расплющивание (лепесток), придавливание; раскатывание
колбаски
(стебель),
прорисовывание деталей; правильный подбор цветов и оттенков. Выполнение практической
работы по показу учителя. Организация выставки работ.
Беседа о времени года - лето, его признаках, летних развлечениях детей. Узнавание
картин лета. Повторение правил работы с пластилином. Отгадывание загадок. Анализ
образца и обсуждение приёмов работы. Объяснение практической работы. Планирование
приёмов работы с пластилином. Пальчиковая гимнастика. Создание сюжета из
предложенных деталей. Выполнение практической работы по показу учителя. Организация
выставки работ.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
Название раздела
Вводное занятие
Плоскостная лепка
Полуобъёмное изображение предметов на плоскости
Плоскостная лепка с использованием природного материала
Создание картин по предложенному сюжету
ИТОГО:
Кол-во
часов
1
10
10
5
8
34
Поурочное планирование «Пластилинография»
№
Тема
п/п
1
Вводное занятие. Правила работы с пластилином.
Полуобъёмное изображение предметов на плоскости 2ч
11
Кол-во часов
1
2
Ветка рябины.
3
Яблочки наветках.
Плоскостная лепка и использование м природного материала 2ч
1
1
4
Осеннее дерево.
5
Цветныезонтики.
Плоскостная лепка. 3ч
6
Овощи: морковь,свёкла.
7
Корзинка
с ягодами.
Грибы в лесу.
8
Плоскостная лепка с использованием природного материала. 1ч
1
1
9
Игрушечныйдомик.
Плоскостная лепка. 5ч
10
Лягушка на болоте.
11
Совушка-сова.
12
Дятел насосне.
13
Снегири на заснеженной ветке.
14
Узоры для рукавички.
Полуобъёмное изображение предметов наплоскости. 2ч
15
Игрушка новогодняя.
16
Елка новогодняяогоньками светится.
Создание картин по предложенном у сюжету. 5ч
1
17
Зимниезабавы.
18
Иллюстрируем сказку «Лисичка соскалочкой».
19
Иллюстрируем сказку «Маша и медведь»
Иллюстрируем сказку «Репка»
20
21
Иллюстрируем сказку «Мойдодыр».
Полуобъёмное изображение предметов наплоскости. 2ч
22
Открытка С Днём защитникаОтечества.
23
Самолёт вголубом небе.
Плоскостная лепка с использованием природного материала. 2ч
24
Открытка длялюбимой мамочки. Композиция из цветов илистьев.
25
Мимоза
ввазе.
Плоскостная лепка. 2ч
26
Корабль вморе.
27
Полетели в космос.
Полуобъёмное изображение предметов на плоскости. 4ч
Пасхальная открытка.
28
29
Пчела на цветке.
Яблоня в цвету.
30
9 мая – День Победы.
31
Создание картин попредложенном у сюжету 3ч
Весенние цветы. И расцвёлподснежник
32
В мире цветов. Незабудки.
33
Вот и лето наступило!
34
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Контроль результатов освоения программы
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими
содержанием данной предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять
12
их в практической деятельности.
Система
оценивания «Пластилинография» – безотметочная. Результат продвижения
обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности:
поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
В процессе изучения курса следует поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку: «верно», «частично верно», «неверно».
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность
приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании,
планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию
рабочего места).
Форма контроля: Промежуточная аттестация/ итоговая аттестация
Сроки проведения: декабрь /май
Цель: определение уровня сформированости простейших технико- технологических
знаний и практических умений, которые служат опорой для усвоения учебного материала в
дальнейшей трудовой подготовке.
Форма проведения: практическое занятие
Содержание аттестации: анализ деятельности учащегося.
Методика определения результата: наблюдение за учащимися во время выполнения
заданий и определение наличие навыка/отсутствие навыка. Сумма оценок является показателем
уровня результативности освоения учащимся программы.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
высокий уровень освоения программы (свыше 65%) – обучающийся в основном
овладел умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;
выполняет задания самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические
задания с элементами творчества;
средний уровень (от 50% до 65%) – обучающийся частично овладел умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет задания с
помощью педагога, в основном, на основе образца;
низкий уровень (от 35% до 50%) - обучающийся овладел лишь отдельными умениями,
предусмотренными программой; помощь учителя не принимает, испытывает серьёзные
затруднения при выполнении заданий.
I.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение программы включает:
учебная зона кабинета, оснащенная необходимой школьной мебелью;
зона отдыха для обучающихся в классном помещении;
Художественные средства: методические пособия и книги по пластилинографии;
энциклопедии; литературные произведения (тематические). Комплект поделочных материалов
и инструментов для работы: набор цветной бумаги; набор цветного картона; набор
разноцветного пластилина; природный материал, стека для пластилина.
Дидактические материалы: изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) готовых
изделий и операций по их изготовлению; комплекты сюжетных и предметных картинок.
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, стенды
(правила техники безопасности и др.); технологические карты; иллюстрационный тематический
материал, презентации; демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография;
комплекты сюжетных и предметных картинок; образцы работ для выполнения детьми.
Информационно-коммуникативные средства: видео-аудио материалы; компьютер;
проектор, технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.
Методическая литература
1.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО
«Модек», 1997.
II.
13
2.
Давыдова
Г.Н.
«Пластилинография»-1,2.
–М.: Издательство «Скрипторий 2003г»,
2006.
Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2007.
4.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория2003» 2011, 72 стр.
5.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.
6.
Иванова
М. Лепим
из
пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА.
2007
7.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997– 160 с.» (Серия
«Учить и воспитывать, развлекая)
8.
Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир
книги. 2008.Р.Орен. Лепка из
пластилина: развиваем
моторику
рук. Издательство
Махаон. 2010.
9.
Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по
внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
10. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.: Махаон, ИздательскаяГруппа Аттикус, 2009.
11. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина.Серия:"Внимание: дети!" 2009.
12. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс.
2009
13. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с.
– (Город мастеров).
3.
14