Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
2 класс
ГО Первоуральск, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные,
воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое
воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в
подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду,
воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников
в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения
доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических
сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые
теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
― выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
― самостоятельное выполнение упражнений;
― занятия в тренирующем режиме;
― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики,
формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила
поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов.
Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность,
аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.
Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время
занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое
воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга,
круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о
скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и
физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления
мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса;
мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной
осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим
мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание;
упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление
учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным
положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной
осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой
атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в
колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на
пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба
в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к
плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам
учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в
медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с
другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с
открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной
осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии.
Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание
под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и
ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на
скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с
захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках
до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в
длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с
высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в
длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания.
Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом
«перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя
руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное
метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на
шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча
двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками
из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с
места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на
дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски
набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время
игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места,
взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению
игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м
классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Физическая культура
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых
команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов
соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных
игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных
играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Название темы
Ходьба в колонне по одному, по кругу, бег друг за другом.
Ходьба по рейке, положенной на пол. Кружение в обе стороны.
Прыжки на двух ногах на месте, из кружка в кружок.
Ползание на четвереньках по прямой.
Катание мяча друг другу.
Ходьба на носках, с высоким подниманием колена. Бег в колонне по одному,
с одной стороны площадки на другую.
Упражнение в ходьбе по ребристой доске с перешагиванием через предметы.
Упражнение в медленном кружении в обе стороны.
Упражнение в прыжках вверх с места; прыжки вокруг и между предметами.
Обучение перелазанию через бревно, умению ползать на четвереньках между
предметами.
Метание мяча в горизонтальную цель двумя руками снизу.
Упражнение в ходьбе по кругу, в колонне по одному, змейкой; в беге в
колонне по одному, на носочках, змейкой.
Упражнение в ходьбе по бревну, скамейке, приставляя пятку одной ноги к
носку другой.
Упражнение в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед;
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
между предметами.
Полоса препятствий.
Обучение умению катать мяч между предметами, умению метать мяч в
горизонтальную цель двумя руками от груди.
Эстафета. Передача эстафетной палочки.
Ходьба с высоким подниманием колена; по два; в разных направлениях. Бег в
медленном темпе, змейкой.
Ходьба по ребристой доске с перешагиванием через предметы. Медленное
кружение в обе стороны.
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед; через шнур.
Ползание на четвереньках между предметами.
Катание мяча в воротца. Метание мяча в горизонтальную цель двумя руками
от груди.
Ходьба по кругу и в разных направлениях; бег по прямой и змейкой.
Ходьба по скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
Прыжки через предметы; между предметами.
Ползание на четвереньках между предметами. Упражнения в пролазании в
обруч.
Катание мяча между предметами, метание мяча в вертикальную цель правой и
левой рукой.
Ходьба врассыпную, с выполнением заданий, бег в медленном темпе, с
выполнением заданий.
Ходьба по рейке, положенной на пол; по прямой дорожке; по ребристой доске
с перешагиванием через предметы.
Прыжки с высоты; из кружка в кружок.
Лазание по гимнастической стенке. Ползание на четвереньках вокруг
предметов.
Метание мяча в горизонтальную цель двумя руками от груди.
Ходьба с выполнением заданий, по два, врассыпную, в беге по прямой и
змейкой; в быстром темпе.
Ходьба по скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
Прыжки с высоты; на двух ногах на месте; через 4-6 линий.
Подлазание под препятствие, не касаясь руками пола. Лазание по
гимнастической стенке.
Броски и ловля мяча. Катание мяча между предметами.
Ходьба с выполнением заданий (с поворотом); бег в медленном темпе, с
выполнением заданий.
Ходьба по наклонной доске; по лестнице, положенной на пол.
Прыжки через 4-6 линий (поочередно через каждую), в длину с места.
Лазание по гимнастической стенке, ползание на четвереньках по прямой.
Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой, ловля мяча,
брошенного взрослым.
Ходьба с выполнением заданий (с приседанием); бег в медленном и быстром
темпе.
Ходьба по наклонной доске; по ребристой доске с перешагиванием через
предметы.
Прыжки в длину с места, с высоты, вверх с места.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
78-79
80
81-82
83-84
85-86
Пролазание в обруч и подлазание под препятствие, не касаясь руками пола.
Бросание и ловля мяча; метание мяча в вертикальную цель правой и левой
рукой.
ОРУ с баскетбольным мячом.
Ведение баскетбольного мяча на месте.
Ведение баскетбольного мяча в движении.
Ведение баскетбольного мяча змейкой.
Ведение баскетбольного мяча из различных исходных положений.
Передача баскетбольного мяча от груди на месте.
Передача баскетбольного мяча из- за головы на месте.
Передача и ведение мяча по средствам эстафет.
Бросок мяча в цель (щит, кольцо, мишень).
Ведение баскетбольного мяча с изменением направления (змейкой,
противоходом).
Волейбол: ознакомление со стойкой волейболиста и верхним приёмом
волейбольного мяча.
Упражнение в ходьбе в колонне по одному, по кругу, в беге друг за другом.
Обучение ходьбе по рейке, положенной на пол. Развитие навыка кружения в
обе стороны.
Развитие навыка прыжков на двух ногах на месте, прыжков из кружка в
кружок.
Обучение ползанию на четвереньках по прямой.
Обучение умению катать мяч друг другу.
Упражнение в ходьбе на носках; с высоким подниманием колена; в беге в
колонне по одному, с одной стороны площадки на другую.
Упражнение в ходьбе по ребристой доске с перешагиванием через предметы.
Упражнение в медленном кружении в обе стороны.
Бег 30 метров с низкого старта. Встречная эстафета.
Бег 30 метров с низкого старта.
Бег 30 метров, на результат.
Прыжки в длину с разбега способом, согнув ноги.
Прыжки в длину с разбега способом, согнув ноги на результат.
87-88
89-90
91-92
93-94
95-96
Метание малого мяча на дальность.
Метание малого мяча на результат.
Элементы передачи эстафетной палочки.
Передача эстафетной палочки, пробегание отрезка 20 метров.
Элементы футбола.
2
2
2
2
2
97-98
Ведения мяча змейкой.
2
99100
101102
Передача футбольного мяча в парах.
2
Спортивная игра "Футбол" по упрощённым правилам.
2
46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71
72
73
74
75
76
77
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2