Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
Рассмотрено:
Педагогическим советом
от 30.08.2023 протокол № 1
Утверждено:
Директор И.Н. Гудырева
приказ № 30.08.2023 № 188
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Шашки»
1-4 классы
ГО Первоуральск, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-спортивного
направления «Шашки » составлена на основе требований ФГОС НОО, на основе авторской
программы Прудниковой Е.А. и Волковой Е.И. «Шашки и шахматы», М: Просвещение, 2017.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в
жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, находить информацию,
необходимую для решения поставленной задачи. Такие умения необходимы сегодня каждому
человеку. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую
очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу, а
также образное мышление. Поэтому первой и важнейшей задачей программы «Шашки»
является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это
следует в младших классах.
Данный учебный курс внеурочной деятельности в целях выполнения Концепции
развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с
письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 реализует третий час физической
активности.
Цель программы: развитие логического мышления при игре в шашки.
Задачи: - познакомить и научить учащихся технике игры в шашки, видам игры в
шашки;
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей
(логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг
вперед и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- популяризовать игру в шашки в массах учащихся, воспитывая в них отношение к шашкам
как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую
направленность.
Место курса в учебном плане.
Программа учебного курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Настольный теннис» составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на 1 год. Проведение 1 часа в неделю: 1-4 классы -34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. История развития шашек. Происхождение шашек. Правила шашечных
соревнований. Русская шашечная школа. Проникновение шашек в Европу и Россию. Великие
люди и шашки. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии
личности. Правила шашечной игры. Шашечная доска. Поля, линии, и их обозначения.
Правила игры в шашки. Теория шашечной игры: упражнения на выполнение ходов,
дидактические игры. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Выигрыш, ничья. Турнирная дисциплина,
правила соревнований. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в
шашечных турнирах. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамку, ловушки,
ловушки и короткие партии. Основные приёмы борьбы на шашечной доске: оппозиция,
связка, зажим, жертва, угроза, окружение, роздых, самообложение, заключение( запирание),
центр. Комбинации: комбинация для прохождения в дамки, комбинация для получения
материального преимущества, комбинация для получения лучшей позиции. Окончание:
нормальные окончания, окончание треугольник Петрова, окончание три дамки против дамки с
простой, эстафетные окончания. Тренировочные и соревновательные турниры. Анализ
сыгранных партий. Решение задач и комбинаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- развитие умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логического,
образного и аналитического мышления), чувств ( быть впереди соперника на шаг вперед и
просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
проявлять уважение к окружающим;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- умение преподносить себя, быть тактичным;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебно- игровой
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебно- игровые
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебно- игровой
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- применение знаний, правил, тактических приёмов при решении учебно- игровых задач;
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму;
- использование знаний в практической игре;
- ориентирование на плоскости;
- схематизация шашечной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между
шашечной доской и диаграммой;
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон,
существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Коммуникативные УУД:
- общение с учителем, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием
шашечного этикета;
- формирование коммуникативной компетентности: координировать свои действия с
действиями партнёров по совместной деятельности;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения.
Предметные результаты:
- знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,
начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа,
ничья;
- правильно расставлять шашки перед игрой;
- название шашечных фигур: шашка, дамка;
- сравнивать, находить общее и различие;
- уметь ориентироваться на шашечной доске.
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- правила хода и взятия фигур, « игра на уничтожение», превращение шашки.
Обучающийся научиться:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность игры в шашки,
- пользоваться логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
построение рассуждений.
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с
использованием шашечного этикета;
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей(
логическое, образное и аналитическое мышление), чувств( быть впереди соперника на шаг
вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор.
п/п
№
1
2
3
4-6
7
8
9
10
11
12
13
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
Кол-во
часов
Введение (1час)
История развития шашек
1
Русская шашечная школа (6 часов)
Русская шашечная школа
1
Правила шашечной игры
1
Что изучает теория шашечной игры
3
Турнирная дисциплина, правила соревнований
1
Основы шашечной игры (5 часов)
Основы шашечной игры: сила флангов
1
Основы шашечной игры: как выиграть шашку
1
Основы шашечной игры: как пройти в дамки
1
Основы шашечной игры: ловушки
1
Основы шашечной игры: ловушки и короткие
1
партии
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
оппозиция
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
Теория
Практика
1
0,5
1
3
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
связка
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0,5
0.5
зажим
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0.5
0,5
жертва
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0,5
0,5
угроза
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0,5
0,5
окружение
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0.5
0,5
роздых
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0,5
0,5
самооблажение
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0,5
0,5
заключение (запирание)
Основные приёмы борьбы на шашечной доске:
1
0,5
0,5
центр
Комбинации (4 часа)
Комбинация для прохождения в дамки
1
0,5
0,5
Комбинация для получения материального
1
0,5
0,5
преимущества
Комбинация для получения лучшей позиции
1
0,5
0,5
Комбинация для достижения ничьей в худшей
1
0,5
0,5
позиции
Окончание (4 часа)
Нормальные окончания
1
0,5
0,5
Окончание: треугольник Петрова
1
0,5
0,5
Три дамки против с простой
1
0,5
0.5
Эстафетные окончания
1
0,5
0,5
Тренировочные и соревновательные турниры. Анализ сыгранных партий (2часа)
Тренировочные и соревновательные турниры
1
1
Анализ сыгранных партий
1
1
Решение задач и комбинаций (2 часа)
Решение задач и комбинаций
1
0,5
0,5
Решение задач и комбинаций
1
0,5
0,5
ИТОГО :
34
19,5
14
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Шашки в школе / Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова/ — Изд. Москва «Просвещение»
2017. — Методические рекомендации — (Первый год обучения).
2. Интерактивная доска с проектором.
3. Ноутбук.
4. Шахматные доски с набором шахматных и шашечных фигур.