ВД Настольный теннис

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

Рассмотрено:
Педагогическим советом
от 30.08.2023 протокол № 1

Утверждено:
Директор И.Н. Гудырева
приказ № 30.08.2023 № 188

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Настольный теннис»
3-4 классы

ГО Первоуральск, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия настольным теннисом в школе способствует повышению роли физической
культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения
обьёма двигательной активности, развития их физических качеств и совершенствования
физической подготовленности, привития здорового образа жизни.
Данный учебный курс внеурочной деятельности в целях выполнения Концепции
развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с
письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 реализует третий час физической
активности.
Цели и задачи программы.
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и
способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств.
Цель программы - углубленное изучение спортивной игры настольный теннис.
Основными задачами программы являются:
1. Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.
2. Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных
двигательных умений и навыков.
3. Приобретение необходимых теоретических знаний.
4. Овладение основными приемами техники и тактики.
5. Воспитание
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
6. Привитие учащимся организаторских навыков.
7. Подготовка учащихся к соревнованиям.
Общая характеристика.
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всем мире, и
особенно среди детей и подростков. С помощью естественных движений, сопровождающихся
волевыми усилиями, оказывают разностороннее воздействие на психическую,
физиологическую и двигательную функции человека.
Выполняя большое количество
разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением,
обучающийся получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы
организма.
В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Основной формой организации занятий в
образовательном учреждении является внеурочная форма. Занятие состоит из упражнений с
мячом и ракеткой которые способствуют не только развитию физических качеств и
формированию сложнокоординационных, ловкостных двигательных действий, но и
повышению эмоциональность.
Программа предназначена для обучения настольному теннису детей с 9лет. Занятия
проводятся в группах и индивидуально.
Место курса в учебном плане.
Программа учебного курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Настольный теннис» составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на 1 год. Проведение 1 часа в неделю: 3-4 классы -34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ
Основы знаний о физической культуре.
История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе.
Место настольного тенниса в Олимпийском движении.
Основные термины и понятия в настольном теннисе. Размеры стола и правила игры.
Классификация ударов в настольном теннисе, способы держания (хвата) ракетки. Организация
и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств средствами
настольного тенниса.
Общая и специальная физическая подготовка.
Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться
большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры
движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные
двигательные качества. Подбор упражнений, выполнение индивидуальных упражнений для
формирования силы, выносливости, развитие координации движений.
Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса- знакомит
обучающихся с основными правилами техники безопасности при организации занятий по
настольному теннису, формирует навыки страховки и самостраховки.
Правила соревнований по настольному теннису.
Способы держания (хватки) ракетки. Стойки: нейтральная ,правосторонняя,
левосторонняя. Набивание мяча различными сторонами ракетки( ладонной и тыльной).
Удары: справа и слева; толчком, срезкой и накатом.
Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам с
различной траекторией полета по высоте: высокий, средний, низкий. Способы ведения счета и
правила зачисления очков. Смены подач и сторон.
Способы двигательной деятельности.
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».
Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезкой, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы
перемещения.
Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с
мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальными компетенциями учащихся:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития настольного тенниса, характеризовать её роль и
значение в жизнедеятельности человека;
— представлять занятия настольным теннисом как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и
массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения занятий;
— организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать
для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её
напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном
уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами,
в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тема урока
п/п
№
1 Обучение правилам
техники безопасности
(ТБ), поведение в
спортивном зале.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
Содержание
часов
1

2

История развития
настольного тенниса.

1

3

Правила игры в
настольный теннис.

1

Беседа о ТБ. Ознакомление с теннисным инвентарем:
ракетки, мячи, теннисный стол.
Разборка и сборка теннисного стола. Натягивание
сетки на необходимую высоту. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу.
Введение теоретических понятий. Учащиеся
знакомятся с основными понятиями и
терминологией, инвентарем, основными правилами
игры. Знакомство с игровым столом, его размерами.
Обучение упражнениям, подводящим к освоению
техники настольного тенниса. Упражнения «школы
мяча»: упражнения с мячом и ракеткой, подбивание
мяча, удержание мяча на ракетке. Воспитание
скоростных и координационных способностей.
Ученики знакомятся с историей возникновения и
развития настольного тенниса, с развитием
настольного тенниса в России, с его местом в
Олимпийском движении, а также с современным
состоянием и тенденциями развития тенниса.
Ускорения, остановки, прыжки, рывки, кроссы. Бег,
передвижения боком, спиной вперед, повороты.
Упражнения с мячом и ракеткой: разнообразные

4

5

Правила игры в
1
настольный теннис.
Знакомство с
основными правилами
игры: введение мяча в
игру с подачи,
продолжительность
партии, передача
подачи.
Подачи. Наглядная
1
демонстрация подач.

подбивания мяча, удержание конуса на ракетке.
Катание, бросание, ловля мяча.
Ознакомление с размерами и разновидностями
теннисных мячей.
Разновидности ракеток, накладок. Способы хваток.
Обучение упражнениям, подводящим к освоению
техники настольного тенниса.
Комбинации из основных элементов. Развитие
умения выполнения подач в паре и индивидуальная
работа над подачей.

Бег, передвижения боком, спиной вперед, повороты.
Развитие умения выполнения подач, парная и
индивидуальная работа с подачей.
Комбинации из основных элементов.
Отработка выполнения удара в индивидуальном и
парном режимах.
Обучение одному из простейших технических
приемов – толчку. Демонстрация. Объяснение
правильного выполнения удара.
Имитация удара толчок слева. Удары с наброса
учителя. Подбивание мяча вверх, вниз, вверх- вниз.

6

Толчок.

1

7

Обучение ударам с
отскока. Атакующие
удары. Удар толчок
слева с отскока на
месте. Упражнения
«школы мяча».
Упражнения «школа
мяча».

1

1

Выполнение ударов срезка справа в тренировочную
стену. Обучение удару срезка справа с отскока.

Упражнения «школа
мяча».

1

Выполнение
движений с мячом и
без мяча. Упражнения
«школы мяча».
Обучение сочетанием
ударов справа и слева
срезкой с отскока от
стены.

1

Имитация удара срезка слева. Удары с наброса
учителя. Обучение удару срезка слева с отскока на
месте.
Выполнение ударов срезка слева в тренировочную
стену. Обучение удару срезка с отскока.

8

9

10

11

1

Выполнение ударов срезкой справа и слева в стену и
на полу с партнером. Отрабатывание ударов в парах.

12- Накаты.
13

2

Подрезки. Виды
подрезок: открытой и
закрытой ракеткой.

1

15- Накаты и подрезки.
16
17 Тестирование.
8 Обучение ударам с
перемещением. Удар
срезкой справа с
отскока от стены с
передвижением.
19- Закрепление ударов с
21 перемещением.
22- Комбинации.
26 Разновидности
комбинаций,
используемых
защитниками и
нападающими.

2

27- Обучение основным
28 стойкам теннисиста.

2

29- Обучение работе ног
30 при ударах справа и
слева в движении.

2

Понятие о счете в
настольном теннисе.
Демонстрация
игровых моментов с

1

14

31

1

3
5

Обучение выполнению технического приема «накат».
Техника стойки теннисиста. Демонстрация открытого
наката, короткого и длинного накатов, наката
закрытой ракеткой, накатов справа и слева.
Индивидуальная и групповая отработка техники
выполнения подрезок. Соблюдение правильной
стойки игрока. Игра на счет с элементами подрезок.
Демонстрация. Показ. Объяснение способов
выполнения техники подрезок.
Закрепление выполнения технического приема
«Накат» и отработка техники выполнения подрезок.
Тестирование теннисных умений.
Имитация подхода к удару. Выполнение ударов в
тренировочную стену и на полу с партнером. Игра
«Линии».
Понятие о точке удара по мячу и плоскостях ракетки.
Выполнение ударов в тренировочную стену и на полу
с партнером.
Делать правильный выбор тактики игры с
различными противниками. Выполнение
комбинации, используемые нападающими против
защитника; комбинации, используемые нападающим
против нападающего; комбинации, используемые
защитником против нападающего; комбинации,
используемые защитником против защитника.
Стойки для удара справа.
Упражнения на работу ног: перемещения в стойке
теннисиста в различных направлениях, упражнения
на частоту движений ног.
Обучение перемещениям по площадке.
Обучение работе ног при ударах справа в движении.
Обмен разнообразными ударами в стену и на полу с
партнером. Упражнения на работу ног: перемещения
в стойке теннисиста в различных направлениях с
обеганием конусов, упражнения на частоту движений
ног.
Упражнения на быстроту реакции, быстроту начала
движения, равновесие. Воспитание скоростных и
координационных способностей. Подготовка к
тестированию.
Обучение простейшему ведению счета.
Обмен ударами на полу с подсчетом очков.

32
33
34

последующим
объяснением правил
начисления очков.
Итоговое
тестирование.
Игры со счетом.
Соревнования.

1

Тестирование теннисных умений.

1
1

Правила судейства соревнований.
Участие в соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Амелин А.Н., Пашинин В.А. «Настольный теннис». [Текст] /А.Н.Амелин, В.А.
Пашинин- Москва, «Физическая культура», 2004.
2. Барчуков Г.В. «Учись играть в настольный теннис». [Текст] / Г.В. Барчуков – Москва,
«Советский спорт», 2005.
3. Барчуков Г.В., Воробьев В.А., Матыцин О.В. Настольный теннис: Примерная
программа
спортивной
подготовки
для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного
совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. [Текст] /Г.В. Барчуков, В.А.
Воробьев, О.В. Матыцин – Москва, «Советский спорт», 2004.
4. Ищенко С.А. «Настольный теннис». [Текст] /С.А. Ищенко –Ташкент,
«Медицина»,2006.
5. «Настольный теннис». [Текст] / Москва, «Физкультура и спорт».
4. Барчуков Г.В. «Настольный теннис». [Текст] /Г.В. Барчуков – Москва, «Физкультура и
спорт».
5. Журналы «Настольный теннис». [Текст].Учебная программа «Настольный теннис»
[Текст] /Москва, «Советский спорт», 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».