Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс
ГО Первоуральск, 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 1);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учётом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом
рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3а классе рассчитана на 34
учебныенедели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими
людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств обучающихся;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе определяет
следующие задачи:
− помощь обучающимся в обобщении имеющегося у них речевого опыта;
− улучшение качественных характеристик устной речи, таких как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
− обогащение
словаря
предметной
лексикой
и
этикетными
выражениями;
− совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
− воспитание чуткого отношения к живой природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Введение предмета «Речевая практика» в учебный план обусловлено значительным
отставанием детей с интеллектуальным недоразвитием в общем речевом развитии от своих
сверстников с сохранным интеллектом. Наряду с другими предметами он формирует
2
функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному
воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса «Речевая практика» обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир,
пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами
этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать
или дойти до школы (по вопросам учителя);
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения пообразцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в
аудиозаписи;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
− участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих
родственников;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно- символический
план;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Результатами изучения курса «Речевая практика» является формирование базовых
учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 3
проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты по иллюстрациям.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- осознанно, правильно читать текст целыми словами;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметным
результатом
изучения
курса
«Речевая
практика»
является
сформированность следующих умений:
-умение называть, характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные свойства;
-умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
-умение связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых слов.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 3а класса базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать
ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает
незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении
учебного материала.
4
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет
их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и
последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается
в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного
материала.
Оценка «2» - не ставится
Содержание разделов
№
п/п
Количествочасов Контрольныеработы
Название раздела, темы
1
Аудирование
6
2
Дикция и выразительность речи
24
1
3
Подготовка речевой ситуации и
организация
высказывания
4
Культура общения
30
2
8
2
Итого:
68
5
5
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Выражают свои
просьбы, используют
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета при встрече и
расставании с детьми и
взрослыми
Составляют рассказы
на основе иллюстраций
с помощью наводящих
вопросов учителя
Правильно выражают
свои просьбы, умеют
здороваться,
прощаться, просить
прощения и
извиняться,
используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы
на основе
иллюстраций
Используют
диалогические формы
речи в различных
Пользуются словами
этикета, основными
Снова в школу! – 3 часа
1
Это моя школа
Речевое общение со
старшими и с
друзьями
1
2
Это моя школа
Правила речевого
общения
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Школа», обсуждение
проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций)
Конструирование диалогов-приветствий из
данных реплик
Тренировочные упражнения в произнесении
реплик с разной интонацией (спокойно,
радостно, с обидой)
Составление рассказов на основе
иллюстрации к стихотворению А. Шибаева
«Винегрет»
Актуализация правил приветствия
(конструирование диалогов, тренировочные
6
3
Это моя школа
Правила речевого
общения
1
упражнения в произнесении с заданной
интонацией, проигрывание диалогов)
Проигрывание диалогов-приветствий на
основе образцов учебника и личного опыта
Дифференциация обращений к ровеснику и
старшему, к хорошо знакомому и
малознакомому человеку
Составление рассказов на тему летнего
отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ
плана, составление предложений и др.)
Начало составления памятки «Секреты
вежливого общения»
ситуациях общения
Играют в игры,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих
вопросов
Составляют рассказы
на основе иллюстраций
с помощью наводящих
вопросов учителя
правилами культуры
речевого общения
Играют в игру,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы
на основе
иллюстраций
Мы собрались поиграть. Мои друзья – 3 часа
4
Мы собрались
поиграть
1
Введение в ситуацию рассматривание
картинок по теме «Мы собрались поиграть
Обсуждение ситуации, изображённой на
иллюстрации
Конструирование диалога-конфликта с
использованием карточек
Проигрывание диалога с имитацией
интонации, мимики и жестов, характерных
для аналогичных жизненных ситуаций
Редактирование содержания диалога после
обсуждения вопроса о том, как избежать
конфликта в споре
Проигрывание составленных диалогов
Разучивание считалок, декламирование с
чётким проговариванием последнего слова в
строфе
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой
на иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию с
помощью учителя
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
проигрывании
составленных диалогов
с помощью учителя
Воспроизводят
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию
Используют
этикетные речевые
выражения; основные
правила культуры
речевого общения
Участвуют в
проигрывании
составленных
диалогов
7
5
Мы собрались
поиграть
1
Конструирование диалога-конфликта (анализ
иллюстрации; составление реплик;
тренировочные упражнения в произнесении
реплик с адекватной интонацией, с
использованием мимики и жестов;
проигрывание диалога; редактирование
диалога после обсуждения способов
избегания конфликта)
Актуализация опыта участия обучающихся в
играх с правилами (беседа на основе личного
опыта, повторение правил игр, знакомых
школьникам, игра с правилами по выбору
обучающихся)
Разучивание считалок
Составление предложений с опорными
словами Составление рассказа о правилах
игры «Рыбаки»
Коллективное составление рассказа о
правилах игры, знакомой всем ученикам
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
проигрывании диалога
Принимают участие в
разучивание считалок
Составляют
предложения с
опорными словами с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
составлении рассказа о
правилах игры
Проговаривают
считалки, договаривая
отдельные слова
Пользуются словами
этикета, основными
правилами культуры
речевого общения
Участвуют в
проигрывании
диалога, в
редактирование
диалога
Разучивают считалки
Составляют
предложения с
опорными словами
Коллективно
составляют рассказ о
правилах игры
Проговаривают
считалки
8
6
Мы собрались
поиграть
Общение с
друзьями
1
Актуализация опыта участия в играх
обучающихся с правилами (беседа на основе
личного опыта, повторение правил игр,
знакомых школьникам, игра с правилами по
выбору обучающихся)
Разучивание считалок
Игры с правилами: уточнение правил
обучающимися, организация в классе игр
малой подвижности
Подготовка и составление рассказов по теме
ситуации (коллективное составление рассказа
по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу»,
«Дополни предложение», «Копилка
вопросов», индивидуальные рассказы с
опорой на план)
Составление «Копилки игр»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Играют в игры,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих
вопросов
Воспроизводят
считалки
Участвуют в
коллективном
составлении рассказа
по иллюстрации с
помощью наводящих
вопросов учителя
Пользуются словами
этикета, основными
правилами культуры
речевого общения
Играют в игру,
соблюдая правила
Участвуют в диалоге
Разучивают считалки
Коллективно
составляют рассказ о
правилах игры по
иллюстрации
Составляют «Копилку
игр»
В библиотеке – 3 часа
9
7
В библиотеке
1
8
9
В библиотеке
В библиотеке
1
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Библиотека», обсуждение
проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
Актуализация у обучающихся имеющихся
знаний о правилах поведения в библиотеке
Конструирование возможных диалогов с
библиотекарем
Экскурсия в школьную библиотеку
Рассказывание сказок с опорой на
иллюстрированные книги, полученные в
библиотеке
Игра «Прятки со сказкой»
Отгадывание загадок по сказке (водящий
загадывает сказку, известную всем игрокам,
игроки задают ему вопросы, чтобы узнать,
какую сказку он загадал)
Составление правил поведения в библиотеке,
обсуждение целесообразности каждого
правила Уточнение представлений
обучающихся о графике и особенностях
работы библиотеки в их школе Знакомство со
специальным словом — формуляр.
Демонстрация формуляра самого активного
читателя из данного класса
Ролевая игра «В библиотеке»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Сказки про Машу – 3 часа
Знакомятся с
правилами поведения в
библиотеке, слушают
библиотекарей,
благодарят их
Составляют сказки на
основе иллюстраций с
помощью наводящих
вопросов учителя
Принимают участие в
игре «Прятки со
скакалкой»
Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке,
слушают библиотекарей,
благодарят их,
составляют сказку,
ориентируются в
библиотеке
Принимают участие в
игре «В библиотеке»
Соблюдают правила
поведения в
библиотеке, ищут
книги, предложенные
учителем, слушают
библиотекарей,
благодарят их,
составляют сказку,
ориентируются в
библиотеке
Играют в игру
«Прятки со
скакалкой»
Соблюдают правила
поведения в
библиотеке,
слушают
библиотекарей,
благодарят их,
играют в игры
Составляют памятку
«Секреты вежливого
общения»
10
10
Сказки про Машу
1
Актуализация сказки «Маша и медведь»
(слушание аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки
Инсценирование отрывков из сказки
Слушают сказку
Умеют отвечать на
вопросы с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют
предложения по
картинкам с помощью
учителя
Принимают участие в
инсценировке отрывка из
сказки
11
Сказки про Машу
1
Умеют отвечать на
вопросы с опорой на
12
Сказки про Машу
1
Актуализация сказки «Три медведя»
(слушание аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
Составление пар слов, по-разному
называющих героев сказки
Составление предложений по сюжету сказки
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки и слова
Игра «Живые загадки»
Инсценирование отрывков из сказки
иллюстративный
материал
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
игре, в инсценировке
сказки
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Составляют
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых
синонимов
Инсценируют сказку
Отвечают на
вопросы по
содержанию
сказки
Играют в игру
«Живые загадки»
Инсценируют сказку
Отправляюсь в магазин – 3 часа
11
13
Отправляюсь в
магазин
1
14
Отправляюсь в
магазин
Отправляюсь в
магазин
1
15
1
Актуализация имеющихся знаний у
обучающихся о покупках в супермаркете
(работа с предметными картинками: отдел—
товар)
Введение в словарь обучающихся названия
крупного магазина «супермаркет» (или
«гипермаркет»)
Выделение названий отделов, перечисление
товаров, которые можно приобрести в
каждом из них
Конструирование возможных диалогов с
продавцом
Рисование возможных вывесок-картинок для
различных отделов в магазинах
Коллективное отгадывание названий
нарисованных детьми вывесок
Моделирование диалогов различной
сложности между продавцом и покупателем с
использованием реплик на карточках
Проигрывание диалогов с привлечением
внимания обучающихся к важности чёткого,
достаточно громкого произнесения реплик
при общении с
продавцом в магазине
Ролевая игра «В магазине» (осуществление
покупок в различных отделах по заранее
составленному списку)
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
рисовании вывесоккартинок для различных
отделов в магазинах
Отгадывают название
нарисованных вывесок
Конструируют
возможные диалоги с
продавцом с помощью
наводящих вопросов
Пользуются словами
этикета в различных
ситуациях общения
Рисуют вывескикартинки для
различных отделов в
магазинах
Отгадывают
название
нарисованных
вывесок
Конструируют
возможные диалоги
с продавцом
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в
проигрывании диалогов,
в ролевых играх
Участвуют в
составлении памятки
«Секреты вежливого
общения»
Пользуются словами
этикета в различных
ситуациях общения
Проигрывают
диалоги, играют в
ролевую игру «В
магазине»
Составляют памятку
«Секреты вежливого
общения»
Используют
диалогические формы
Пользуются словами
этикета в различных
Телефонный разговор - 3часа
16
Телефонный
разговор
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Телефонный разговор»,
12
17
Телефонный
разговор
1
18
Телефонный
разговор
Правила речевого
общения
1
19
Я - зритель.
Речевое общение
с малознакомыми
людьми
1
обсуждение проблемного вопроса)
Актуализация имеющихся знаний по теме
Составление «Правил общения по телефону»
Прослушивание аудиозаписи фрагмента
сказки К. Чуковского «Телефон»
Чтение по ролям диалогов героев сказки с
опорой на фрагменты текста, заранее
подготовленные учителем (записанные на
карточках)
Проигрывание диалогов из сказки с
дополнением их словами приветствия,
благодарности, прощания
Ролевые игры «Телефонный разговор»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!»)
Я - зритель – 3 часа
Рассматривание картинки по теме «Театр»,
«Кинотеатр», чтение стихотворения к
речевой ситуации
Установление по вопросам учителя
проблемы, изображённой на рисунке
Актуализация имеющегося опыта, знаний по
теме.
Обогащение словарного запаса по теме
(работа с иллюстрациями, ответы на
вопросы)
Моделирование и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре между зрителем и
кассиром, зрителем и гардеробщиком
Составление «Правил вежливого зрителя»
речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в беседах на
темы, близкие личному
опыту ребенка
Пользуются правилами
речевого общения
Принимают участие в
ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями
ситуациях общения
Участвуют в беседах
на темы, близкие
личному опыту
ребенка
Применяют правила
речевого общения
Читают диалоги по
ролям, играют в
ролевые игры
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Отвечают на вопросы
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета
Участвуют в
ролевых играх
Отвечают на
вопросы
Моделируют и
проигрывают
диалоги
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются
правилами этикета
13
20
Я - зритель.
Правила речевого
общения
1
Актуализация имеющегося опыта, знаний по
теме «Театр»
Обогащение словарного запаса по теме
(работа с иллюстрациями, ответы на
вопросы)
Моделирование и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре между зрителем и
кассиром, зрителем и гардеробщиком
Составление «Правил вежливого зрителя»
21
Я - зритель
1
Ролевая игра «Кинотеатр»
Моделирование и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре с работниками
кинотеатра (кассир, гардеробщик, продавец в
буфете) или зрителями, пришедшими на
сеанс
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета
Принимают участие в
составлении правил
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета
Принимают участие в
составлении правил
Участвуют в
ролевых играх
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются
правилами этикета
Моделируют и
проигрывают
диалоги
Составляют правила
Участвуют в
ролевых играх
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются
правилами этикета
Моделируют и
проигрывают
диалоги
Составляют правила
Какая сегодня погода?-3 часа
14
22
Какая сегодня
погода?
Погода и мы
1
Рассматривание серии картинок, чтение
стихотворения во введении к речевой
ситуации
Актуализация имеющихся знаний о том,
какую информацию содержит прогноз
погоды, как её нужно использовать при
планировании своего времени
Установление по вопросам учителя
причинно-следственной связи между
картинками
Сравнение использованных на картинках
символов со знакомыми обучающимся
условными обозначениями
Конструирование предложений по теме с
опорой на условные обозначения
Рассматривают серии
картинок, читают
стихотворения во
введении к речевой
ситуации
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в
конструировании
предложений по теме с
опорой на условные
обозначения и помощью
учителя
23
Погода и мы
1
Актуализация имеющихся знаний о том,
какую информацию содержит прогноз
погоды, как её нужно использовать при
планировании своего времени
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Рассматривают
серии картинок,
читают
стихотворения во
введении к речевой
ситуации
Выбирают
правильные средства
интонации с опорой
на образец речи
учителя и анализ
речевой ситуации
Конструируют
предложения по
теме с опорой на
условные
обозначения
Выбирают
правильные средства
интонации с опорой
на образец речи
15
24
Погода и мы
1
Обсуждение полученной обучающимися
информации о прогнозе погоды на
ближайшие дни.
Выяснение источников информации,
сравнение её
содержания.
Сообщение доступной обучающимся
информации о том, как составляется прогноз
погоды.
Прослушивание аудиозаписей,
видеофрагментов с прогнозами погоды,
просмотр информационных колонок из газет,
содержащих прогнозы погоды
Ролевая игра «Прогноз погоды»
Прослушивают
аудиозаписи,
видеофрагменты с
прогнозами погоды,
просматривают
информационные
колонки из газет,
содержащих прогнозы
погоды
Принимают участие в
ролевой игре «Прогноз
погоды» в соответствии
с речевыми
возможностями
учителя и анализ
речевой ситуации
Прослушивают
аудиозаписи,
видеофрагменты с
прогнозами погоды,
просматривают
информационные
колонки из газет,
содержащие
прогнозы погоды
Играют в ролевую
игру «Прогноз
погоды»
Слушают сказку
Умеют отвечать на
вопросы с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают слова для
связи эпизодов с
помощью учителя
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
Снегурочка – 3 часа
25
Сказка
«Снегурочка»
1
Знакомство со сказкой (прослушивание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки
16
26
Сказка
«Снегурочка»
1
27
Сказка
«Снегурочка»
1
28
Весёлый праздник
1
Просмотр иллюстраций к сказке
Просматривают
«Снегурочка» на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Снегурочка»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Весёлый праздник – 3 часа
Беседа по теме речевой ситуации
«Новогодние праздники» с обращением к
личному опыту детей
Рассматривание и сравнение картинок на
развороте
Коллективное составление рассказов по
картинкам
Обсуждение и проигрывание возможных
конкурсов и развлечений, которые могут
быть предложены в гостях
Рассматривают и
сравнивают картинки
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал и с помощью
наводящих вопросов
учителя
текстовых
синонимов
Подбирают
подходящие слова
для связи эпизодов
Просматривают
иллюстрацию к
сказке «Снегурочка»
Пересказывают
содержание сказки,
отвечают на
вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки.
Инсценируют сказку
Рассматривают и
сравнивают
картинки
Отвечают на
вопросы учителя по
их содержанию
Воспроизводят
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
17
29
Весёлый праздник
1
30
Весёлый праздник
1
Конструирование диалогов: обсуждение
рисунков, подготовленных обучающимися
дома
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»:
обсуждение сюжета (хозяин (хозяева)
праздника, меню праздничного чаепития,
развлечения для гостей и т. д.)
Разучивание стихотворений, песенок
новогодней тематики
Подготовка письменных приглашений на
новогодний праздник
Ролевая игра «Приём гостей»: встреча гостей,
общение за праздничным столом, рассказы за
столом (о фильме, игре), пожелания хозяину
дома.
Проигрывание конкурсов и развлечений на
детском празднике (угадай картинку, морская
цепь и др.)
Обсуждают и
Обсуждают и
проигрывают возможные проигрывают
конкурсы и развлечения возможные
конкурсы и
развлечения
Разучивают и
Разучивают и
рассказывают
рассказывают
стихотворения в
стихотворения
соответствии с речевыми Конструируют
возможностями
диалоги
Конструируют диалоги с Подготавливают
помощью учителя
письменные
Подготавливают
приглашения к
письменные
празднику
приглашения к
Принимают участие
празднику по образцу
в играх, соблюдая
Принимают участие в
правила
играх, соблюдая правила Проигрывают
Проигрывают
возможные
возможные конкурсы и
конкурсы и
развлечения
развлечения
Мир природы – 3 часа
31
Мы друзья или
враги природы
1
Обращение к личному опыту школьников
Беседа о домашних животных, которые
живут у детей или их близких
Предварительное обсуждение замыслов
рассказов, рисунков, которые будут
выполняться дома
Принимают участие в
беседе
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Принимают участие
в беседе
Воспроизводят
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
18
32
Мы друзья или
враги природы
1
33
Мы друзья или
враги природы
1
Представление обучающимися творческих
работ, подготовленных совместно с
родителями
Обсуждение возможных последствий
невнимательного отношения человека к
своим питомцам
Составление правил ухода за домашним
животным
Игра «Вспомни меня», «Расскажи мою
историю»
Принимают посильное
участие в обсуждении
замыслов рассказов,
рисунков
Умеют рассказать о
своей работе в
соответствии с речевыми
возможностями
Участвуют в играх
«Вспомни меня»,
«Расскажи мою
историю»
Составляют правила
ухода за домашним
животным с помощью
учителя
Участвуют в
обсуждении
замыслов рассказов,
рисунков
Умеют
воспроизводить
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
Играют в игры
«Вспомни меня»,
«Расскажи мою
историю»
Составляют правила
ухода за домашним
животным
Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
Играем в сказку – 3 часа
34
Сказка «Морозко»
1
Знакомство со сказкой (прослушивание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки
19
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки в
соответствии со своими
речевыми
возможностями
35
Сказка «Морозко»
1
36
Сказка «Морозко»
1
Просмотр иллюстраций к сказке «Морозко»
Просматривают
на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Морозко»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки.
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
театрализованном
представлении в
соответствии с речевыми
возможностями
текстовых
синонимов
Подбирают
подходящие слова
для связи эпизодов
Участвуют в
коллективном
рассказывании
сказки
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Просматривают
иллюстрацию к
сказке «Морозко»
Пересказывают
содержание сказки,
отвечают на
вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Инсценируют сказку
20
Это я! – 3 часа
37
Кто я?
1
38
Кто я?
1
39
Кто я?
1
40
Сказка «Гусилебеди»
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Подготовка к составлению описания
внешности человека (игры «Наш портрет»,
«Рассказ по кругу» и др.)
Составление рассказов-описаний о себе и
товарищах
Конструирование и проигрывание диалогов
по теме
Продолжение работы по составлению
памятки «Секреты вежливого общения»
Играем в сказку – 3 часа
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди»
(прослушивание аудиозаписи сказки с опорой
на иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
составлении рассказовописаний в соответствии
с речевыми
возможностями
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Принимают участие в
составлении памятки
Активно участвуют
в диалогах по темам
речевых ситуаций,
конструируют и
проигрывают
диалоги
Составляют
рассказы-описания
Конструируют и
проигрывают
диалоги по теме
Составляют памятку
Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых
синонимов
21
рассказывании сказки в
соответствии и со
своими речевыми
возможностями
41
Сказка «Гусилебеди»
1
42
Сказка «Гусилебеди»
1
Просмотр иллюстраций к сказке «ГусиПросматривают
лебеди» на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Гуси-лебеди»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал.
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
театрализованном
представлении в
соответствии с речевыми
возможностями
Подбирают
подходящие слова
для связи эпизодов
Участвуют в
коллективном
рассказывании
сказки
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Просматривают
иллюстрацию к
сказке «Гусилебеди»
Пересказывают
содержание сказки,
отвечают на
вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Инсценируют сказку
22
Поздравления (место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) – 4 часа
43
Поздравляем
защитников
Отечества
1
44
Поздравляем
защитников
Отечества
1
45
Поздравляем с 8
марта!
1
Введение в ситуацию: праздник Защитника
Отечества (беседа с опорой на иллюстрацию,
дополнение деталей ситуации по вопросам
учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию
картинки, из двух, произнесённых учителем)
Составление поздравлений
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией в
зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и
ответной реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Создание поздравительных открыток.
Подпись адресата открытки
Разучивают и
рассказывают
стихотворения в
соответствии с речевыми
возможностями
Произносят
поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию и
помощь учителя
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Создают
поздравительные
открытки по образцу
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Введение в ситуацию: праздник 8 Марта
(беседа с опорой на иллюстрацию,
дополнение деталей ситуации по вопросам
Разучивают и
рассказывают
стихотворения в
Разучивают и
рассказывают
стихотворения
Произносят
поздравления с
праздниками,
используя
различную
интонацию
Конструируют и
проигрывают
диалоги по теме
Создают
поздравительные
открытки,
подписывают имя
адресата
Принимают участие
в играх, соблюдая
правила
Разучивают и
рассказывают
стихотворения.
23
46
Поздравляем с 8
марта!
1
47
Вместе нам не
скучно
1
48
Вместе нам не
скучно
1
учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из
двух, произнесённых учителем)
Составление поздравлений.
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией в
зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и
ответной реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Создание поздравительных открыток
Подпись имени адресата открытки
Мои друзья – 4 часа
Определение темы ситуаций
Составление предложений с опорой на
иллюстративный материал
Составление предложений с опорой на схемы
и слова: по картине, далее – на основе
личного опыта Проигрывание составленных
диалогов
Разучивание считалок, декламирование с
чётким проговариванием последнего слова в
строфе
соответствии с речевыми
возможностями
Произносят
поздравления с
праздниками, используя
различную интонацию и
помощь учителя
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Создают
поздравительные
открытки по образцу
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Произносят
поздравления с
праздниками,
используя
различную
интонацию
Конструируют и
проигрывают
диалоги по теме
Создают
поздравительные
открытки,
подписывают имя
адресата
Принимают участие
в играх, соблюдая
правила
Определяют тему
ситуации с помощью
наводящих вопросов
учителя.
Составляют простые
предложения с опорой на
иллюстративный
материал
Участвуют в
проигрывании диалогов
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
Определяют тему
ситуации
Воспроизводят
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют
распространенные
предложения с
опорой на
иллюстративный
материал, на схемы
и слова
24
материал
Договаривают считалки
49
50
Вместе нам не
скучно
Вместе нам не
скучно
1
1
51
Я – пешеход
1
52
Я – пешеход
1
53
Я – пешеход
1
Конструирование возможных диалогов
Передавать различные чувства тоном голоса
Коллективное составление рассказа о
правилах игры, знакомой всем ученикам
Игра с правилами по выбору обучающихся
Использование считалочки для определения
водящего
Составление «Копилки игр»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Я за порогом дома – 3 часа
Актуализация знаний обучающихся по теме
Повторение и знакомство с правилами
дорожного движения
Составление предложений по теме «Я –
пешеход»
Моделирование ситуаций и возможных
диалогов (идем по тротуару, переходим
дорогу, ждём автобус)
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют рассказа о
правилах игры с
помощью учителя и
наводящих вопросов
Договаривают считалки
Конструируют диалоги
с помощью учителя,
принимают участие в
играх
Принимают участие в
составлении считалки
Знакомятся и повторяют
правила ПДД
Составляют
предложения по теме «Я
– пешеход» с помощью
учителя и наводящих
вопросов
Проигрывают
диалоги
Составление
предложений с
опорой
Произносят
считалки
Воспроизводят
составленные
рассказы с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют рассказ
о правилах игры
Конструируют
диалоги, играют в
игры
Произносят
считалки
Составляют памятку
Знакомятся с
дорожными знаками
и видами переходов,
рисуют знаки
Составляют
предложения по
теме «Я – пешеход»
25
Вместе после
уроков
Вместе после
уроков
1
56 Вместе после уроков
1
54
55
1
Мои друзья – 3 часа
Актуализация опыта обучающихся общения с
друзьями вне школы (беседа на основе
личного опыта)
Игры с правилами: уточнение правил
обучающимися, организация в классе игр
малой подвижности
Подготовка и составление рассказов по теме
ситуации (коллективное составление рассказа
по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу»,
«Дополни предложение», «Копилка
вопросов», индивидуальные рассказы с
опорой на план)
Составление «Копилки игр»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Моделируют ситуации и
возможные диалоги с
помощью наводящих
вопросов
Моделируют
ситуации и
возможные диалоги
Отвечают на вопросы
учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный
материал
Составляют рассказы по
теме ситуации с
помощью учителя
Принимают участие в
играх «Рассказ по
кругу», «Дополни
предложение», «Копилка
вопросов» в
соответствии с речевыми
возможностями
Принимают участие в
составлении копилки игр
Составляют
рассказы по теме
ситуации и
воспроизводят их с
опорой на
иллюстративный
материал
Играют в игры
«Рассказ по кругу»,
«Дополни
предложение»,
«Копилка вопросов»
Составляют копилку
игр
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
Активно участвуют
в диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру «На
приёме у врача»
Я за порогом дома – 3 часа
57
На приёме у врача
1
58
На приёме у врача
1
Введение в ситуацию (обсуждение
проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
26
59
На приёме у врача
1
60
Сказка «Волк и
семеро козлят»
1
Актуализация имеющихся знаний о правилах
поведения на приёме у врача
Конструирование возможных диалогов в
регистратуре
Конструирование возможных диалогов с
врачом
Ролевая игра «На приёме у врача»
Продолжение составления памятки «Секреты
вежливого общения»
Играем в сказку – 3 часа
Знакомство со сказкой «Волк и семеро
козлят» (прослушивание аудиозаписи сказки
с опорой на иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике
Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды, стали
Коллективное рассказывание сказки с опорой
на картинки
играх «На приёме у
врача» в соответствии с
речевыми
возможностями
Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на
иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки в
соответствии и со
своими речевыми
возможностями
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки.
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых
синонимов
Подбирают
подходящие слова
для связи эпизодов
Участвуют в
коллективном
рассказывании
сказки
27
61
62
Сказка «Волк и
семеро козлят»
Сказка «Волк и
семеро козлят»
1
1
Просмотр иллюстраций к сказке «Волк и
Просматривают
семеро козлят» на презентации
иллюстрацию к сказке
Закрепление содержания сказки (рассказ по
«Волк и семеро козлят»
кругу, рассказ с эстафетой и др.)
Повторяют содержание
Составление предложений, с которых
сказки,
начинается каждый эпизод сказки, с
отвечают на вопросы с
использованием подобранных на
опорой на
предыдущем уроке слов
иллюстративный
Театрализованное представление отрывков из материал
сказки с использованием элементов
Составляют простые
костюмов или фигур героев
предложения по
картинкам
Рассказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Принимают участие в
театрализованном
представлении в
соответствии с речевыми
возможностями
Понимают
содержание сказки,
прочитанной
артистами в
аудиозаписи
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Просматривают
иллюстрацию к
сказке «Волк и
семеро козлят»
Пересказывают
содержание сказки
отвечают на
вопросы
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам
Отвечают на
вопросы по
содержанию сказки
Инсценируют сказку
Я дома – 3часа
63
Мой дом
Моя семья
1
64
Мой дом
Моя семья
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Мой дом. Моя семья»)
Беседа с привлечением личного опыта
обучающихся, ответы на вопросы на основе
иллюстраций
Рассматривают картинки
по теме
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
иллюстративный
Рассматривают
картинки по теме
Отвечают на
вопросы учителя
Участвуют в
28
65
Мой дом
Моя семья
1
Рассказ о членах семьи
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей», в
том числе обсуждение конкурсов и
развлечений для детского праздника
Ролевая игра «Приём гостей»
Составление рассказа по теме с опорой на
сюжетные картинки, план из ключевых слов
материал
Участвуют в
коллективной беседе
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения с
помощью учителя
Принимают участие в
игре «Приём гостей» в
соответствии с речевыми
возможностями
Составляют рассказ по
теме с опорой на
сюжетные картинки
коллективной беседе
Рассказывают о
членах своей семьи
Активно участвуют
в диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру
«Приём гостей»
Составляют рассказ
по теме с опорой на
сюжетные картинки,
план из ключевых
слов
Учимся понимать животных – 2 часа
66
В зоопарке у зверей
1
67
В зоопарке у зверей
1
Просмотр мультфильма «Где обедал
воробей»
Актуализация личного опыта посещения
зоопарка
Рассматривание картинок на развороте
Свободные высказывания обучающихся в
ответ на поставленные вопросы
Представление обучающимися творческих
работ, подготовленных вместе с родителями
«Рассказ о животном»
Просматривают
мультфильм
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
односложно
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения в
соответствии со своими
речевыми
возможностями
Представляют
творческую работу,
выполненную дома
Просматривают
мультфильм
Рассматривают
картинки
Отвечают на
вопросы
распространенным
предложением
Активно участвуют
в диалогах по темам
речевых ситуаций
Представляют
творческую работу,
выполненную дома
29
Поздравляем с Днём Победы!
(Место уроков по данной теме в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарной дате 9 мая) – 1 час
68 Подготовка к
1
Знакомство с темой (беседа с привлечением
Прослушивают песни,
Прослушивают
составлению
личного опыта, ответы на вопросы на основе стихи, рассказы о
песни, стихи,
описания
иллюстраций)
Великой Отечественной
рассказы о Великой
внешности
Прослушивание песен, стихов, рассказов о
войне
Отечественной
человека
Великой Отечественной войне
Отвечают на вопросы по войне
Коллективное панно «Поздравляем с Днём
теме с использованием
Отвечают на
Победы!»
иллюстраций
вопросы по теме с
Конструирование устных поздравлений с
Разучивают и
использованием
Днём Победы различным адресатам
рассказывают
иллюстраций
(ветеранам, учителям, родным)
стихотворения в
Разучивают и
Поздравление с праздником
соответствии с речевыми рассказывают
возможностями
стихотворения
Участвуют в
Конструируют
коллективных
устные поздравления
поздравлениях в
с Днём Победы
соответствии с речевыми различным
возможностями
адресатам
Выполняют
Выполняют
коллективное панно
коллективное панно
«Поздравляем с днём
«Поздравляем с
Победы!»
днём Победы!»
30