Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс
ГО Первоуральск, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «математика» составлена на основе требований Стандарта ФГОС для
детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с ОВЗ, программы
В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида для подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2013. Данная программа
соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1).
Цель учебного предмета: социальная реабилитация и адаптация обучающихся с
интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Задачи учебного предмета:
- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически
применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
- подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета,
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с
учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой
работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. Организация самостоятельных работ должна
быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная
обучающимся работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и
исправлены, установлена причина этих ошибок, проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Контроль достижения обучающимися уровня сформированности программного
материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Наряду с
повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель
проводит 1—2 раза в четверть контрольные работы.
Общая характеристика учебного предмета.
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает
необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных
качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
Место курса в учебном плане.
Учебный план на изучение математики в 3 классе отводит 4 часа в неделю, всего 136
уроков. Учебник для второго класса специального (коррекционного)
образовательного учреждения 8 вида 2 частях, Москва Просвещение 2019 год Т. В.
Алышева.
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
Кол-во
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
часов
Первый десяток. Повторение.
Второй десяток. Нумерация. Увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц.
Второй десяток. Сложение и вычитание
чисел без перехода через десяток.
Второй десяток. Сложение с переходом через
десяток.
Второй десяток. Вычитание с переходом
через десяток.
Повторение.
Контрольные
работы
15
1
27
1
41
2
14
1
30
2
9
Итого:
136
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в
соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а
также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости;
умение производить элементарную самооценку результатов выполненной
практической деятельности на основе соотнесения с образцомвыполнения;
начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственнобытового труда.
Предметные:
Минимальный уровень:
образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5) в пределах 20 в
прямом и обратном порядке;
сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не
обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь
учителя);
пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени, определять время по часам с точностью до часа;
складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд(в одно
действие, возможно с помощью счетного материала);
решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения
(длины, стоимости, времени);
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (спомощью
учителя);
решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числана
несколько единиц (с помощью учителя);
показывать
стороны,
углы,
вершины
в треугольнике,
квадрате,
прямоугольнике;
измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного
треугольника (возможна помощь учителя);
строить
треугольники,
(вершинам) с помощью учителя.
квадраты,
прямоугольники
по
точкам
Достаточный уровень:
образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числавторого
десятка;
считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3,по 4) в
пределах 20 в прямом и обратном порядке;
сравнивать числа в
пределах 20
(однозначные с двузначными,
двузначные с двузначными);
использовать при сравнении чисел знаки: больше, меньше, равно;
пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков иединиц;
записывать
числа,
выраженные
одной
единицей
измерения
(стоимости, длины, времени);
определять время по часам с точностью до часа;
складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд(в том
числе и в два действия);
решать простые примеры с числами, выраженными одной единицейизмерения
(длины, стоимости, времени);
решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числана
несколько единиц;
показывать,
называть
квадрате, прямоугольнике;
стороны,
углы,
вершины
в треугольнике,
измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного
треугольника;
строить
треугольники,
квадраты,
прямоугольники
по
точкам
(вершинам).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется по трёхбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету «Математика» оцениваются по результатам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при
этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма,
неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых
данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки
вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая
неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются
на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть
других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» не ставится.
Поурочное планирование
п/п
Тема урока
№
Первый десяток. Повторение – 15 часов
1
2-3
Счёт предметов. Названия, обозначения чисел от 1 до 10.
Количественные, порядковые числительные. Единицы
времени
Примечание
4
Состав числа 5 из двух слагаемых. Построение
треугольников, квадратов, прямоугольников по точкам
(вершинам).
5
Составление и решение задач. Сложение и вычитание в
пределах 10.
6
Состав числа 6 из двух слагаемых. Линии. Отрезок.
7
Состав числа 7 из двух слагаемых. Составление и решение
задач.
8
Состав числа 8 из двух слагаемых. Счет равными группами
по 2.
9
Состав числа 9 из двух слагаемых. Счет равными группами
по 3.
10
Состав числа 10 из двух слагаемых. Сложение и вычитание в
пределах 10.
11
Число и цифра 0. Сложение и вычитание в пределах 10.
12 - 13
Сравнение чисел. Понятия: поровну, столько же, одинаково,
больше, меньше, равно.
14
Входная контрольная работа по теме «Первый десяток
Повторение».
15
Работа над ошибками. Отрезок. Построение отрезка.
Действия с числами первого десятка.
Второй десяток. Нумерация. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц
– 27 часов
16 - 17
Числа 11-13. Десятичный состав чисел 11,12,13. Сравнение
чисел.
18
Числовой ряд 1-13. Длина отрезка. Сравнение длин отрезка.
19
Числа 14- 16. Десятичный состав чисел 14,15,16.
20 - 21
Числовой ряд чисел 1-16. Сравнение чисел.
22
Сравнение чисел и отрезков.
23
Числа 17 – 19. Десятичный состав чисел 17, 18, 19.
24
Числовой ряд 1-19. Сравнение чисел.
25
Сравнение чисел от 1 до 19. Задачи на нахождение суммы.
26
Число 20.
27
Числовой ряд 1-20. Однозначные и двузначные числа.
28
Решение примеров на сложение (18+1), на вычитание (18-1).
29
Решение примеров на вычитание (11-1, 12-2).
30
Задачи на нахождение остатка.
31
Числовой ряд 1-20. Присчитывание и отсчитывание по 2,3.
32
Решение задач и примеров изученных видов.
33
Проверочная работа по теме «Числа от 10 до 20».
34
Мера длины – дециметр. Действия с числами в пределах 20.
35
Увеличение числа на несколько единиц.
36
Простые арифметические задачи на увеличение числа на
несколько единиц.
37
Уменьшение числа на несколько единиц.
38
Простые арифметические задания на уменьшение числа на
несколько единиц.
39 - 42
Решение задач на увеличение / уменьшение на несколько
единиц. Луч. Прямая. Отрезок.
Второй десяток. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток – 41 час
43
Название компонентов и результата сложения.
44
Решение примеров на сложение (12+6).
45
Задачи на увеличение числа на несколько единиц.
46
Переместительное свойство сложения.
47
Сравнение чисел, полученных при измерении. Составление
и решение задач.
48
Вычитание однозначного числа из двухзначного числа.
Компоненты действия вычитания.
49 - 50
Решение задач и примеров.
51 - 52
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
53
Проверочная работа по теме: «Сложение двузначного числа
с однозначным числом и вычитание однозначного числа из
двузначного числа без перехода через десяток».
54
Получение суммы 20.
55
Решение задач и примеров изученных видов.
56 – 57 Вычитание из 20.
58
Сравнение чисел, полученных при измерении.
59 – 61 Решение примеров на вычитание двузначного числа из
двузначного без перехода через разряд.
62
Решение задач и примеров изученных видов.
63
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через десяток».
64
Работа над ошибками Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода через десяток. Угол. Элементы
угла: вершина, стороны.
65 – 66 Число 0, как компонент сложения, как результат вычитания.
Сравнение с нулем. Построение угла.
67 – 68 Меры стоимости. Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении.
69
Меры длины. Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении.
70
Отрезок.
71
Меры массы.
72
Меры ёмкости.
73
Меры времени: сутки, неделя.
74 – 75 Мера времени: час. Прибор для измерения времени: часы.
76
Контрольная работа «Сложение и
вычитание чисел,
полученных при измерении величин в пределах 20».
77
Работа над ошибками. Прямой угол.
78 – 79 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода
через десяток. Связь сложения и вычитания. Острый, тупой
угол.
80
Задачи на нахождение суммы.
81
Задачи на нахождение остатка.
82
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько
единиц.
83
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода
через десяток.
Второй десяток. Сложение с переходом через десяток – 14 часов
84
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Прибавление чисел 2,3,4.
85 – 86 Прибавление числа 5. Решение задач на нахождение суммы.
Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон
квадрата.
87
Прибавление числа 6.
88 – 89 Прибавление числа 7. Четырехугольники: прямоугольник.
Свойства углов, сторон.
90
Прибавление числа 8.
91
Прибавление числа 9.
92 – 95 Таблица сложения однозначных чисел с переходом через
десяток.
96
Контрольная работа по теме: «Сложение однозначных чисел
с переходом через десяток».
97
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
98 – 99 Вычитание чисел 2,3,4 из двузначных чисел с переходом
через десяток.
100
Вычитание чисел 5 из двузначных чисел с переходом через
десяток.
101
Вычитание числа 5.
102
Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через
десяток.
103
Вычитание числа 6. Треугольник: вершины, углы, стороны.
104
Вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через
десяток.
105
Вычитание числа 7.
106
Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через
десяток.
107
Вычитание числа 8.
108
Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через
десяток.
109
Вычитание числа 9.
110
Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.
111
Контрольная работа «Вычитание однозначных чисел из
двузначных с переходом через десяток».
112
Работа над ошибками Вычитание однозначных чисел из
двузначных с переходом через десяток.
113
Состав числа 11.
114
Состав числа 12.
115
Состав числа 13.
116
Состав числа 14.
117 –
118
Состав числа 15,16.
119 –
120
Состав числа 17,18.
121
Проверочная работа «Сложение и вычитание чисел с
переходом через десяток».
122
Работа над ошибками.
123
Мера времени неделя. Определение времени по часам.
Задачи на нахождение времени (раньше, позже).
124
Часы, циферблат, стрелки. Единица (мера) времени час.
Измерение времени в часах.
125 –
126
Деление предметных совокупностей на 2 равные части
(поровну).
127
Контрольная работа за год по теме «Действия с числами в
пределах 20».
Повторение – 9 часов
128
Повторение. Сложение чисел в пределах 20. Работа над
ошибками. Углы.
129
Повторение. Вычитание чисел в пределах 20. Прямая, луч,
отрезок. Сравнение отрезков.
130
Повторение. Сложение вычитание чисел, полученных при
измерении в пределах 20.
131
Повторение. Уменьшение
несколько единиц.
132
Повторение. Единицы (меры) времени.
133
Повторение. Сравнение чисел в пределах 20.
134
Повторение. Сложение и вычитание в пределах 20.
135 –
136
Итого:
или
увеличение
числа
на
Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Геометрические фигуры.
136 часов
Учебно-методические средства обучения рабочей программы.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2013
Алышева Т.В. Математика для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида в 2 частях, рекомендовано министерством образования и науки
Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2019.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе
VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. — М.: Гуманист.
изд. Центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. — (коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе:
Пособие для учителя. —М., 1992.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.