Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс
ГО Первоуральск, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в
3 классе рассчитана на 34учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе;
расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека,
изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой
природы;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
развитие навыков устной коммуникации;
закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
формирование элементов образного и аналитического мышления;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
определяет следующие задачи:
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о
влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование
представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и
человека;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Содержание разделов
№
п/п
1.
Название раздела
2.
Времена года. Осень
6
3.
Живая природа. Растения
14
1
4.
Времена года. Зима
6
1
Неживая природа
Количество
часов
8
Контрольные
работы
1
2
5.
Живая природа. Животные
14
6.
Времена года. Весна
6
7.
Живая природа. Человек
10
8.
Времена года. Лето
4
Итого:
1
68
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и
чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные:
Минимальный уровень:
узнавать
и
называть
изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой
природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемойгруппе;
иметь представление
об элементарных
правилах
безопасного
поведения в природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимость его выполнения;
знать
основные
повседневной жизни;
правила
личной
гигиены
и
выполнять
их
в
ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5предложений об
изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученнымобъектам;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их
признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
3
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектамиокружающего мира;
использовать сформированные умения при решении учебных, учебно- бытовых и учебнотрудовых задач.
Система оценки достижений.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный)
контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение
пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов,
предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно
– тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме
творческой работы или теста.
Итоговый
контроль
проводится
в конце
года
в рамках
промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
4
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в
ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся
с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
при
освоении
образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету
«Мир природы и человека» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию,
свидетельствующая
об
осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для
оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически
законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем
мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеетприменять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает
взаимосвязи или испытывает трудности в применениизнаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих
вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем
мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может
применятьсамостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ
№
1-2
3-4
5-6
ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема предмета
Неживая природа – 4 часа
Солнце. Режим дня
Календарь
Воздух. Термометр
Кол-во
часов
2
2
2
Ветер. Поведение человека во время урагана
Времена года. Осень – 3 часа
9-10
Осень. Календарь
11-12
Растения и животные осенью
13-14
Занятия людей осенью
Живая природа. Растения – 7 часов
15-16
Сравнение растений
17-18
Части растений: корни, стебли
2
Части растений:листья, цветы
Растения сада
Лес. Растения леса
Плоды и семена. Лесные ягоды
Грибы
Времена года. Зима – 3 часа
29-30
Зима. Признаки зимы
31-32
Растения и животные зимой
2
2
2
2
2
Занятия людей зимой
Живая природа. Животные – 7 часов
35-36
Дикие животные
37-38
Домашниеживотные
Сравнение животных
39-40
2
Правила ухода задомашними животными
Птицы
Перелетные, зимующие птицы
Хищные, певчиептицы
Времена года. Весна - 3 часа
49-50
Весна. Признаки весны
51-52
Растения и животные весной
Занятия людей весной
53-54
2
2
2
2
7-8
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
33-34
41-42
43-44
45-46
47-48
Живая природа. Человек – 5 часов
55-56
Человек. Дыхание человека
57-58
Профилактика простудных заболеваний
59-60
Сердце. Кровь. Пульс
61-62
Окружающая среда и здоровье человека
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Питание человека
Времена года. Лето – 2часа
Изменения в природе летом. Экскурсия
65-66
67-68
Занятия людей летом. Безопасныелетние каникулы
63-64
2
2
2