Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс
ГО Первоуральск, 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант
1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство»
и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом
рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 33 часа в год (1 час в
неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка».
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи обучения:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления
от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 3 классе определяет
следующие задачи:
воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных
произведений народной, композиторской, детской, классической и современной о природе,
детстве, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях;
формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные
произведения разного характера;
формирование умения кратко (двумя, тремя предложениями) передавать внутреннее
содержание музыкального произведения;
формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);
формирование умения узнавать прослушанные ранее песни по вступлению;
формирование умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
формирование навыков пения соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
формирование навыков певческого дыхания (по сигналу учителя брать дыхание
перед началом фразы; формирование навыков экономного выдоха);
знакомство с новыми музыкальными инструментами и их звучанием (балалайка,
саксофон, виолончель);
реализация
психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптации;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и
деятельности других, формирование основы самооценки.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 3 классе у обучающихся
развивается устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам
музыкально-творческой деятельности, развивается художественный вкус, умение
анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное) умение выделять в нем
части, определять основные средства музыкальной выразительности: динамические
оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко); особенности темпа
(очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро); высоту звука (низкий,
средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто), развивается
умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкальнотворческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударношумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).
№
п/п
Содержание разделов
Название раздела, темы
Количество
часов
Контрольные
работы
1.
Здравствуй музыка
3
-
2.
Дружба школьных лет
8
-
3.
Что такое Новый год
8
-
4.
Будем в армии служить
3
-
5.
6.
Мамин праздник
Пойте вместе с нами
4
8
-
34
-
Итого
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях; о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
развитие установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду;
развитие бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
определение
характера
и содержания
знакомых
музыкальных
произведений;
представления
о некоторых
музыкальных
инструментах
звучании (труба, баян, гитара, балалайка, саксофон, виолончель);
эмоциональное
исполнение
элементами динамических оттенков;
выученных
песен
с
и
их
простейшими
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца и марша;
владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
передача простого ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные).
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино,
баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган,
балалайка, виолончель, саксофон);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, отдельно, не связно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в
нижнем регистре;
распределять
дыхание
при
различными динамическими оттенками;
исполнении
напевных
песен
с
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном
слог.
Система оценки достижений
Оценка предметных результатов по музыке во 3 классе основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки,
раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария
оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность
оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Результаты обучения на уроке музыки в 3 классе оцениваются по пятибалльной
системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и
оценивается:
1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать
словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать
полученные знания;
3) знание музыкальной литературы;
4) владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный
ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный,
но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но
неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и
ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое
интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно
выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и
текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть
ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «2» - не ставится
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
Тема предмета
Кол-во
часов
«Здравствуй музыка». Вводный урок
1
«Музыкальные инструменты» Балалайка. Ансамбль русских народных 1
инструментов
Обобщение по теме «Здравствуй музыка»
1
«Дружба школьных лет». «Веселые путешественники», музыка М. 1
Старокадомского, слова С. Михалкова
5.
6.
«Чему учат в школе, музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
«Первоклашка», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина
1
1
7.
8.
Мелодия – основной голос музыкального произведения
«Дружба школьных лет», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского
1
1
9.
10.
Танец
1
«Песенка Крокодила Гены» из мультфилма «Чебурашка», музыка В. Шаинского, 1
слова А. Тимофеевского
Музыкальные инструменты. Саксофон
1
Обобщение по теме «Дружба школьных лет»
1
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
«Что такое Новый год?» «Снежная песенка», музыка Д. Львова1
Компанейца, слова С. Богомазова
«Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
1
«Почему медведь зимой спит?», музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова
1
«Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского 1
М. Ивенсен). Хоровод
«Бу-ра-ти-но» из телефильма «Приключения Буратино, музыка А. Рыбникова
1
слова Ю. Энтина
«Три поросенка», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой
1
«Облака» песня из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», музыка В. Шаинского, 1
слова С. Козлова
Обобщение по теме «Что такое Новый год?»
1
«Будем в армии служить». «Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого, 1
слова С. Погореловского
Марш. Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»
1
23.
24.
«Бескозырка белая», музыка В. Шаинского, слова З. Александровой
1
«Мамин праздник». «Праздничный вальс», музыка А. Филиппенко, слова Т. 1
Волгиной
25.
26.
Танец. П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Обобщение по теме «Мамин праздник» «Белые кораблики» музыка В.
Шаинского, слова Л. Яхнина
«Пойте вместе с нами». «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А.
Пряжникова
«Чунга-чанга», музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина
«Прекрасное далеко», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
27.
28.
29.
1
1
1
30.
«Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского
31.
«Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника», музыка Е. 1
Крылатова, слова Ю. Энтина
«Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника
1
Музыкальные инструменты - виолончель
1
Повторение изученного за год
1
32.
33.
34
1