РП Музыка УО (3 класс)

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс

ГО Первоуральск, 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант
1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство»
и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом
рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 33 часа в год (1 час в
неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка».
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи обучения:
 накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями);

 приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления

от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

 развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности;

 формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;

 развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 3 классе определяет
следующие задачи:

 воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных
произведений народной, композиторской, детской, классической и современной о природе,
детстве, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях;

 формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;

 формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные
произведения разного характера;

 формирование умения кратко (двумя, тремя предложениями) передавать внутреннее
содержание музыкального произведения;

 формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);

 формирование умения узнавать прослушанные ранее песни по вступлению;
 формирование умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);

 формирование навыков пения соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

 формирование навыков певческого дыхания (по сигналу учителя брать дыхание
перед началом фразы; формирование навыков экономного выдоха);

 знакомство с новыми музыкальными инструментами и их звучанием (балалайка,
саксофон, виолончель);

 реализация

психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптации;

 воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и
деятельности других, формирование основы самооценки.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 3 классе у обучающихся
развивается устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам
музыкально-творческой деятельности, развивается художественный вкус, умение
анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное) умение выделять в нем
части, определять основные средства музыкальной выразительности: динамические
оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко); особенности темпа
(очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро); высоту звука (низкий,
средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто), развивается
умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкальнотворческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударношумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).

№
п/п

Содержание разделов
Название раздела, темы
Количество
часов

Контрольные
работы

1.

Здравствуй музыка

3

-

2.

Дружба школьных лет

8

-

3.

Что такое Новый год

8

-

4.

Будем в армии служить

3

-

5.
6.

Мамин праздник
Пойте вместе с нами

4
8

-

34

-

Итого

II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

 развитие адекватных представлений о собственных возможностях; о насущно
необходимом жизнеобеспечении;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;

 развитие установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду;

 развитие бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:

 пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
 определение
характера
и содержания
знакомых
музыкальных
произведений;

 представления

о некоторых
музыкальных
инструментах
звучании (труба, баян, гитара, балалайка, саксофон, виолончель);

 эмоциональное

исполнение
элементами динамических оттенков;

выученных

песен

с

и

их

простейшими

 правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

 правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
 различение вступления, припева, проигрыша, окончания песни;
 различение песни, танца и марша;
 владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
 передача простого ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные).
Достаточный уровень:

 самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

 представления музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино,
баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган,
балалайка, виолончель, саксофон);

 представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, отдельно, не связно);

 пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
 ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
 исполнение выученных песен без музыкального сопровождения;
 различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
 владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки;

 сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в
нижнем регистре;

 распределять

дыхание
при
различными динамическими оттенками;

исполнении

напевных

песен

с

 сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном
слог.
Система оценки достижений
Оценка предметных результатов по музыке во 3 классе основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки,
раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария
оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность
оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Результаты обучения на уроке музыки в 3 классе оцениваются по пятибалльной
системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и
оценивается:

1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать
словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать
полученные знания;
3) знание музыкальной литературы;
4) владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный
ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный,
но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но
неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и
ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое
интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно
выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и
текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть
ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «2» - не ставится

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1.
2.
3.
4.

Тема предмета

Кол-во
часов

«Здравствуй музыка». Вводный урок
1
«Музыкальные инструменты» Балалайка. Ансамбль русских народных 1
инструментов
Обобщение по теме «Здравствуй музыка»
1
«Дружба школьных лет». «Веселые путешественники», музыка М. 1
Старокадомского, слова С. Михалкова

5.
6.

«Чему учат в школе, музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
«Первоклашка», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина

1
1

7.
8.

Мелодия – основной голос музыкального произведения
«Дружба школьных лет», музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского

1
1

9.
10.

Танец
1
«Песенка Крокодила Гены» из мультфилма «Чебурашка», музыка В. Шаинского, 1
слова А. Тимофеевского
Музыкальные инструменты. Саксофон
1
Обобщение по теме «Дружба школьных лет»
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

«Что такое Новый год?» «Снежная песенка», музыка Д. Львова1
Компанейца, слова С. Богомазова
«Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
1
«Почему медведь зимой спит?», музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова
1
«Новогодняя», музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского 1
М. Ивенсен). Хоровод
«Бу-ра-ти-но» из телефильма «Приключения Буратино, музыка А. Рыбникова
1
слова Ю. Энтина
«Три поросенка», музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой
1
«Облака» песня из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», музыка В. Шаинского, 1
слова С. Козлова
Обобщение по теме «Что такое Новый год?»
1
«Будем в армии служить». «Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого, 1
слова С. Погореловского
Марш. Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»
1

23.
24.

«Бескозырка белая», музыка В. Шаинского, слова З. Александровой
1
«Мамин праздник». «Праздничный вальс», музыка А. Филиппенко, слова Т. 1
Волгиной

25.
26.

Танец. П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Обобщение по теме «Мамин праздник» «Белые кораблики» музыка В.
Шаинского, слова Л. Яхнина
«Пойте вместе с нами». «Пойте вместе с нами». Музыка и слова А.
Пряжникова
«Чунга-чанга», музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина
«Прекрасное далеко», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

27.
28.
29.

1
1

1

30.

«Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского

31.

«Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника», музыка Е. 1
Крылатова, слова Ю. Энтина
«Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника
1
Музыкальные инструменты - виолончель
1
Повторение изученного за год
1

32.
33.
34

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».