Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Ручной труд»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс
ГО Первоуральск, 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология»
и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом
рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего
возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и
их
свойствах,
технологиях
использования;
− формирование практических
умений и навыков
использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
2
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе определяет
следующие задачи:
− формирование культуры труда (организация трудовой деятельности,
соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество
изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду);
− закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге, картоне,
нитках, ткни, природных материалах), применяемых на уроках ручного труда в 3
классе;
− ознакомление с более широким спектром новых поделочных материалов
(проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами, технологиями обработки;
− обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами
(проволокой, металлом, древесиной и др.),
− закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов при работе
колющими, режущими и измерительными инструментами;
− выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков,
полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и оценка
действий и результатов деятельности в соответствии с поставленнойцелью);
− формирование представлений о видах труда близких к деятельности столяра,
переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной ориентации);
− осуществление нравственного, эстетического, экологического воспитания на
уроках ручного труда;
− коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение
познавательной активности, компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы и
коррекция недоразвития мелкой моторики.
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
Контрольные
работы
(кол-во)
1
Работа с природными материалами
8
-
2
Работа с бумагой и картоном
30
-
3
Работа с текстильными материалами
12
-
4
Работа с древесиной
6
-
5
Работа с проволокой
6
-
6
Работа с металлоконструктором
6
-
68
-
Итого:
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места;
− знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы для
третьего класса;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарно- гигиенические
требования при работе с ними;
− знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного
труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
− знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали из
заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
− знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью линейки;
разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения,
соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания, аппликация).
− подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, рационально располагать инструменты, материалы иприспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
− разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки
и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно;
− определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с частичной помощью учителя и самостоятельно;
− работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными
материалами, древесиной и проволокой).
− владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной
обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя исамостоятельно.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и
рациональное использование их в том или ином виде работы;
− физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми
работают на уроках ручного труда.
4
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для третьеклассников наглядностью: составлять план работы
над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать
в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
− самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его
признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
− оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного
труда.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает
материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может
сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя.
Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки
предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает
небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые
исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно
ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи
учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия,
требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко
отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.
5
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема предмета
Неживая природа –2 часа
1-2
Вводный урок. Повторение учебного материала 1 и 2 классов
Работа с природными материалами – 4 часа
3-4
Работа с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев
«Птица»
5-6
Аппликация из скорлупы ореха «Воробьи на ветках»
Работа с бумагой и картоном – 6 часов
7-8
Аппликация из обрывной бумаги «Елка»
9-10
Аппликация из обрывной бумаги «Медведь»
Окантовка картонаполосками бумаги «Картина на окантованном
картоне»
Работа с проволокой – 4 часа
13-14 Работа с проволокой: «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из
проволоки
15-16
Работа с проволокой «Паук»
Работа с древесиной – 4 часа
17-18
Работа с древесиной. Экскурсия в школьнуюстолярную мастерскую
19-20
Изготовление изделияиз древесины «Опорный колышекдля растений»
11-12
Работа с природными материалами – 2 часа
21-22
Работа с природными материалами «Птица из пластилина и сухой
тростниковой травы»
Работа с металлоконструктором – 6 часов
23-24
Экскурсия в слесарнуюмастерскую. Работа с металлоконструктором
«Две планки, соединенные винтом игайкой»
25-26
Работа с металлоконструктором: «Треугольник», «Квадрат»
Работа с металлоконструктором «Дорожный знак»
27-28
Работа с проволокой – 2 часа
29-30
Работа с проволокой «Буквы Л, С, О, В из проволоки»
Работа с бумагой и картоном – 14 часов
31-32
Новогодние игрушкииз бумажных полос «Складная Гирлянда»
33-34
Новогодние игрушкииз бумажных колец «Цепочка из бумажных
колец»
35-36
Карнавальныеполумаски «Плоская полумаска»
37-38
Карнавальные головные уборы «Каркасная шапочка»
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
41-42
Карнавальные головные уборы «Карнавальныйкокошник»,
«Карнавальный шлем»
Окантовка картоналистом бумаги «Складная доска для игры»
43-44
Окантовка картоналистом бумаги «Складная доска для игры»
2
39-40
2
Работа с текстильными материалами – 6 часов
45-46
47-48
49-50
Работа с текстильнымиматериалами «Образцы, сшитыестрочкой
прямого стежка»
Работа с текстильнымиматериалами «Образцы, сшитыестрочкой
косого стежка»
Работа с текстильнымиматериалами «Закладка изфотопленки»
2
2
2
Работа с древесиной – 2 часа
51-52
Аппликация из древесных опилок «Собака»
2
Работа с текстильными материалами – 2 часа
53-54
Сшивание деталейизделия строчкой косого стежка «Прихватка»
2
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
Объемные изделия изкартона «Коробка, склеенная спомощью
клапанов»
Объемные изделия изкартона «Коробка с бортами, соединенными
встык»
Работа с текстильными материалами – 6 часов
2
2
Виды ручных стежков «Образец, прошитыйстрочкой прямого стежка в 2
два приема»
Виды ручных стежков «Образец, прошитый строчкой косого стежкав
2
два приема»
Виды ручных стежков «Закладка с вышивкойстрочкой прямого и косого 2
стежка»
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
65-66
Объемные игрушки на основе геометрическихтел «Птица»
2
67-68
Объемные игрушки на основе геометрическихтел «Воробьи на ветках»
2