Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
протокол от 23.08.2024 №1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 26.08.2024 № 214/10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Пластилинография»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
3 класс
ГО Первоуральск, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Пластилинография» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Пластилинография»» имеет художественно – эстетическую
направленность и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Пластилинография» в 3
классе рассчитана на 34учебные недели и составляет 33 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Пластилинография».
Цель обучения - Развитие художественно – творческих способностей детей
среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи обучения:
знакомить с новым способом изображения – пластилинографией,
основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание,
вдавливание);
формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством пластилинографии;
формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со
зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический
вкус;
воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам,
желание помогать им.
развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и
результатам работы;
способствовать повышению речевой активности детей;
развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную
координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительнопространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово,
пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий
и индивидуальный).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
«Воздушные шары»
1.Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными
движениями.
2Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём
равномерного расплющивания по поверхности основы.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4.Развивать эстетическое и образное восприятие.
«Бусы для Люси»
1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей,
располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке,
чередуя их по цвету.
2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить
шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
3.Закреплять знания о цвете.
4.Развивать чувство ритма.
«Ветка рябины»
1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина
круговыми движениями ладоней.
2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по
поверхности.
3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
4.Развивать мелкую моторику.
«Созрели яблочки в саду»
1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.
«Варим варенье»
1.Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели
ягоды.
2.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки
пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на
горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
4.Развивать мелкую моторику.
«Чудо - грибочки»
1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени,
ежах и грибах.
2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой
изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных
ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику
кистей рук.
4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и
отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать
чувство сопереживания и взаимопомощи.
«Осеннее дерево»
1.Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего
дерева посредством пластилинографии.
2.Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми
движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
3.Упражнять в скатывании маленьких шариков
круговыми движениями,
преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и
сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
4.Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и
пространственное восприятия.
Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
«Гусеница»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми
движениями ладоней.
2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.
3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
«Ёжик»
1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой
формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для
передачи характерных признаков объектов.
3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
4.Развивать мелкую моторику.
5.Воспитывать аккуратность в работе.
«Клубочки для котёнка»
1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по
спирали.
2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности
стола для придания предмету необходимой длины.
3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.
«Снежинка»
1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.
2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины,
выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок
«Снеговик»
1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из
частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика
посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями,
придавая им шарообразную форму.
3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности
основы.
4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в
жизни детей в определённое время года.
«Снеговик»
(продолжение)
1.Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета –
изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки,
забора и т.д.)
2.Формировать
умение
изображать
падающий
снег
посредством
пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.
3.Закреплятьть
приёмы
скатывания,
раскатывания,
расплющивания,
оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
4.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из
пластилина.
5.Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в
работу дополнения, обогащающие её содержание.
«Ёлочка, ёлка колкая иголка»
1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего
строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет)
посредством пластилинографии.
2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина
между ладонями
прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для
более выразительной передачи образа.
4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
«Украсим ёлочку новогодними игрушками».
1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук
и расплющивании по поверхности основы.
2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмнозелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
4.Развивать интерес к работе.
«Чашка для куклы Кати»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми
движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на
поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4.Закреплять знания о цветах.
«Рыбки в аквариуме»
1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения:
располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой
формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно
передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
«Рыбки в аквариуме» (продолжение)
1.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу
тематических дополнений.
2.Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями
рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.
3.Продолжать формировать умение детей работать над композицией
сюжетного рисунка.
4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
«Праздничный торт»
1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми
движениями между ладонями,
3.Вызывать радость от проделанной работы.
4.Развивать согласованность в работе обеих рук
5.Воспитывать аккуратность.
«Мы делили апельсин»
1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение,
характерные части известных фруктов.
2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и
круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
3.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для
передачи характерных признаков объектов.
4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
5.Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.
«Самолёт летит»
1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные
части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из
нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями
(окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание,
сплющивание.
4.Закрепить знания о голубом и синем цветах
«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье)
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми
движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на
поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с
пластилином.
4.Закрепить знания о цветах.
«Веточка мимозы в подарок маме»
1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать
приятное маме.
2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и
прямыми движениями.
3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в
определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи
образа веточки мимозы.
4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
«Волшебная туфелька» (украсим туфельку)
1Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми
движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на
поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности
детей.
4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
«Мышка и золотое яичко»
1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в
овальную прямыми движениями рук.
3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы
лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
4.Развивать сюжетно-игровой замысел.
«Медвежонок»
1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и
размазывать его по поверхности.
2.Развивать чувство формы и композиции.
«Утка с утятами»
1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер
отдельных его частей.
2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу,
оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).
4.Развивать чувство формы и композиции.
«Разноцветный светофорчик».
1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми
движениями ладоней.
3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на
поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
«Улитка, улитка выпусти рога».
1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по
спирали.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями
прямыми движениями обеих рук.
3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для
выразительности образа (рожки, хвостик).
4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов
пластилином на плоскости.
5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
«Черепаха»
1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об
особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным
предметом.
3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей
предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое
целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.
«Бабочка»
1.Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные
особенности строения.
2.Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
3.Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций;
согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
4.Воспитывать интерес к живой природе.
«Листочки»
1.Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая
его более выразительным.
2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Укреплять познавательный интерес к
весенней природе.
«Цветик-семицветик»
1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение
цветка, части растения, располагая их на плоскости.
2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки:
скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его
отличие от реального.
4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от
созданного изображения.
5.Закреплять знания об основных цветах спектра.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
У ученика будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия
образца «хорошего ученика»;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности, ценности многонационального российского
общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
народов.
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
эстетические потребности, ценности и чувства;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном
поведении и поступках;
осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Ученик научится:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
Познавательные УУД Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием дополнительной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи.
использовать знаково-символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и интернета;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указания логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД Ученик научится:
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать
деятельности.
вопросы,
необходимые
для
организации
совместной
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
задавать вопросы, необходимые
деятельности и сотрудничества с партнёром.
для
организации
собственной
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
Оценка предметных результатов по пластилинографии в 3 классе основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов, объективности
оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в
психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев
и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить
объективность оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление
значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию
знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они
играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им
социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения
обучающегося
в
овладении
социальными
(жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Результаты обучения на уроке пластилинографии в 3 классе оцениваются по
пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
1
«Воздушные шары»
Колво
часов
1
2
«Бусы для Люси»
1
3
«Ветка рябины»
1
4
«Созрели яблочки в саду»
1
5
«Варим варенье»
1
6
«Чудо - грибочки»
1
7
«Осеннее дерево»
1
8
«Гусеница»
1
9
«Ёжик»
1
10
«Клубочки для котёнка»
1
11
«Снежинка»
1
12
«Снеговик»
1
13
«Снеговик»
1
14
«Ёлочка, ёлка колкая иголка»
1
15
«Украсим ёлочку новогодними игрушками».
1
16
«Чашка для куклы Кати»
1
17
«Рыбки в аквариуме»
1
18
«Рыбки в аквариуме»
1
19
«Праздничный торт»
1
20
«Мы делили апельсин»
1
21
«Самолет летит»
1
22
«Праздничное платье куклы Кати»
1
23
«Веточка мимозы в подарок маме»
1
24
«Волшебная туфелька»
1
25
«Мышка и золотое яичко»
1
26
«Медвежонок»
1
27
«Утка с утятами»
1
28
«Разноцветный светофорчик».
1
29
«Разноцветный светофорчик».
1
30
«Улитка, улитка выпусти рога»
1
31
«Черепаха»
1
32
«Бабочки»
1
33
«Листочки»
1
34
«Цветик – семицветик»
1
Итого: 34 часа