Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
Рассмотрено на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 27.08.2024
Утвержден:
Приказ от 26.08.2024 № 214/7
Директор школы МБОУ НШ-ДС № 17
И.Н. Гудырева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 1-3 классов
ГО Первоуральск, 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в
соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом
начального общего образования, Москва 2013 год, на основе авторской программы по
курсу «Введение в финансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, Е.С.
Королькова, издательство «Банк России», Москва, 2019 год.
Курс «Основы финансовой грамотности» для 1-3 классов является
пропедевтическим. При составлении программы учитывались особенности младшего
школьного возраста.
Цель программы: развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности
и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Содержание программы по основам финансовой грамотности структурировано как
система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–3 классах
обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение «Основы финансовой грамотности»,
составляет 101 час: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
При отборе содержания, учитывался личный социальный опыт учащихся и их
интересы. Учебно-методический комплекс (УМК) по данному курсу, в состав которого
входят учебное пособие, практикум и комплект рабочих тетрадей, ориентирован на
изучение вопросов финансовой грамотности в рамках основной образовательной
программы начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Математика»,
«Технология».
Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром
финансов. Ситуации ориентируют учащихся на осмысление предложенных моделей
поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного
мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов .
Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать
варианты возможных и целесообразных способов действия
Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. Модули определены сообразно
различным сферам финансовых отношений в обществе. В содержание каждого модуля
вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности,
отражаемые в темах отдельных занятий.
Темы занятий от первого до третьего класса выстроены в определённой
содержательной преемственности. Каждая тема занятия представлена во всех элементах
учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей тетради .
Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной
деятельности, так и для групповой работы учащихся. Место и форма работы с тем или
иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности
учащихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач урока.
Модули по «Основы финансовой грамотности»
№ п\п
1.
Модуль
Зачем нужны
деньги и как они
Содержание модуля (аспекты финансовой грамотности)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги . Деньги в
разных странах
2.
3.
4.
5.
появились
Доходы и расходы
семьи
Учимся копить и
тратить
Осторожно!
Финансово опасно!
Своё дело
Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета .
Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей
Личные денежные средства. Товары и покупки.
Финансовые цели и планы
Опасности финансового рынка (финансовый обман)
Основы предпринимательства в игровой форме
1 класс (33 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах. Зачем семье
сбережения. Банковские карты.
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Что такое расходы. Важные
расходы. Вредные покупки. Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей.
Покупки для семьи. «Хочу» или «Нужно»
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Личные денежные средства. Как распоряжаться карманными деньгами. Разумные
покупки. Товары и покупки. Финансовые цели и планы. Сколько стоит автомобиль?
Траты после покупки
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)
Кто такие мошенники. Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами. Если
нужно взвешивать. Опасности финансового рынка (финансовый обман). «Жизненная
математика». Что такое страхование. Когда берешь в долг.
МОДУЛЬ 5. Своё дело (4 ч.)
Что такое «Свое дело». Легко ли вести свое дело. Основы предпринимательства в игровой
форме. Привлекательное дело
2 класс (34 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (6 ч.)
Зачем нужны деньги . Как разумно делать покупки . Купюры и монеты. Картинки для
плаката. Разумные действия. Список покупок
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Семейный бюджет. Из чего состоят доходы семьи. Как я могу помочь семье. Полезное
увлечение. Зачем планировать расходы. Лакомство для Мишки. Расходы семьи. Задачи.
Расходы семьи. Составление плаката. Пословицы о труде.
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Личные денежные средства. Как распоряжаться карманными деньгами. Сдача . Подарок
на день рождения. Полезный плакат. Покупки. Траты после покупки
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (7 ч.)
Кто такие мошенники. Поговорки. Жертвы обмана. Где можно встретить мошенников.
Опасности финансового рынка (финансовый обман). «Жизненная математика». Поход на
рынок
МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)
Сколько надо заплатить. Легко ли вести свое дело. Мишка – бизнесмен. Загадочная
надпись. Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»
3 класс (34 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)
Для чего нужны деньги . Рубли и копейки . Загадки. Поговорки. Деньги в разных странах.
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Доходы и расходы семьи. Список расходов. Составление бюджета на месяц. Хватит ли
денег. В гостях у сказки. Доходы и расходы семьи. Цель и ваши средства. Что делать?
Покупки семьи. Стихи – загадки.
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Покупки на рынке. Овощи. Ваша сдача. Памятка покупателю. Товары и покупки.
Финансовые цели и планы. Задачи «Если нужно взвешивать». Кроссворд «Если нужно
взвешивать»
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)
Деньги настоящие и ненастоящие. Сувенирные деньги. Когда рискуешь деньгами.
Рискованные действия. Трудное решение. Кто потеряет деньги. Плакат – предупреждение.
Когда берешь в долг.
МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)
Легко ли вести свое дело. Подсчитаем убытки. Помогите Пекарю. Конкуренция.
Рекламный плакат. Слоган. Поиграем в дизайнера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У младшего школьника будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать и отвечать за
свои поступки перед семьёй и обществом;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области
финансов;
• ориентирование в нравственном содержании, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов
(денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и
расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях.
Младший школьник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности семейного бюджета
и основные принципы его составления;
• понимания обязательных и желательных расходов;
• основ грамотного поведения покупателя;
• понимания мошенничества и основных способах защиты от него.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
Младший школьник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации в области финансов;
• использовать начальные математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
• применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач.
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера;
•
•
оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
осозновать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде.
Младший школьник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Младший школьник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и
условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль
результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой
задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений
одноклассников, учителей, родителей.
Младший школьник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Младший школьник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё
мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при
выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Младший школьник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Младший школьник научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
представлять роль денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
проводить элементарные финансовые расчёты.
Младший школьник получит возможность научиться:
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…»,
«если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в
области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и
исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему,
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать
готовый продукт (расчёты, бюджет);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и
представлять полученную информацию с помощью таблиц;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах,
полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на
перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся
начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование раздела
(модуля)
Всего
1 класс
2 класс
3 класс
1 Зачем нужны деньги и как
они появились
2 Доходы и расходы семьи
16
5
6
5
27
9
9
9
3 Учимся копить и тратить
21
7
7
7
4 Осторожно! Финансово
опасно!
5 Своё дело
23
8
8
8
14
4
5
5
101
33
34
34
ИТОГО
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практи
ческие
работы
1
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились
Зачем нужны деньги
1
0
0
2
Как появились деньги.
1
0
0
3
Деньги в разных странах
1
0
0
4
Зачем семье сбережения
1
0
0
5
Банковские карты
1
0
0
Модуль 2. Доходы и расходы семьи
6
Семейный бюджет.
1
0
0
7
Планирование семейного бюджета.
1
0
0
8
Что такое расходы.
1
0
0
9
Важные расходы
1
0
0
10
Вредные покупки
1
0
0
11
Доходы и расходы семьи.
1
0
0
12
Заработная плата родителей
1
0
0
13
Покупки для семьи
1
0
0
14
«Хочу» или «Нужно»
1
0
0
Модуль 3. Учимся копить и тратить
15
Личные денежные средства.
1
0
0
16
Как распоряжаться карманными деньгами
1
0
0
17
Разумные покупки
1
0
0
18
Товары и покупки.
1
0
0
19
Финансовые цели и планы
1
0
0
20
Сколько стоит автомобиль?
1
0
0
21
Траты после покупки
1
0
0
22
Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!
Кто такие мошенники
1
0
0
23
Деньги настоящие и ненастоящие
1
0
0
24
Когда рискуешь деньгами
1
0
0
25
Если нужно взвешивать
1
0
0
26
Опасности финансового рынка (финансовый
обман)
1
0
0
27
«Жизненная математика»
1
0
0
28
Что такое страхование
1
0
0
29
Когда берешь в долг
1
0
0
Модуль 5. Своё дело
30
Что такое «Свое дело»
1
0
0
31
Легко ли вести свое дело
1
0
0
32
Основы предпринимательства в игровой форме
1
0
0
33
Привлекательное дело
1
0
0
33
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практи
ческие
работы
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились
1
Зачем нужны деньги.
1
0
0
2
Как разумно делать покупки
1
0
0
3
Купюры и монеты
1
0
0
4
Картинки для плаката
1
0
0
5
Разумные действия
1
0
0
6
Список покупок
Модуль 2. Доходы и расходы семьи
7
Семейный бюджет.
1
0
0
8
Из чего состоят доходы семьи
1
0
0
9
Как я могу помочь семье
1
0
0
10
Полезное увлечение
1
0
0
11
Зачем планировать расходы
1
0
0
12
Лакомство для Мишки
1
0
0
13
Расходы семьи. Задачи.
1
0
0
14
Расходы семьи. Составление плаката.
1
0
0
15
Пословицы о труде
1
0
0
16
Модуль 3. Учимся копить и тратить
Личные денежные средства.
1
0
0
1
0
0
1
0
0
17
18
Как распоряжаться личными денежными
средствами
Сдача
19
Подарок на день рождения
1
0
0
20
Полезный плакат
1
0
0
21
Покупки
1
0
0
22
Траты после покупки
1
0
0
23
Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!
Кто такие мошенники
1
0
0
24
Поговорки. Жертвы обмана.
1
0
0
25
Советы одноклассникам
1
0
0
26
Где можно встретить мошенников
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
28
Опасности финансового рынка (финансовый
обман)
«Жизненная математика»
29
Поход на рынок
27
Модуль 5. Своё дело
30
Сколько надо заплатить
1
0
0
31
Легко ли вести свое дело
1
0
0
32
Мишка - бизнесмен
1
0
0
33
Загадочная надпись
1
0
0
34
Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практи
ческие
работы
1
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились
Для чего нужны деньги.
1
0
0
2
Рубли и копейки.
1
0
0
3
Загадки
1
0
0
4
Поговорки
1
0
0
5
Деньги в разных странах
1
0
0
6
Модуль 2. Доходы и расходы семьи
Доходы и расходы семьи.
1
0
0
7
Список расходов
1
0
0
8
Составление бюджета на месяц
1
0
0
9
Хватит ли денег
1
0
0
10
В гостях у сказки
1
0
0
11
Доходы и расходы семьи.
1
0
0
12
Цель и ваши средства. Что делать?
1
0
0
13
Покупки семьи
1
0
0
14
Стихи - загадки
1
0
0
15
Модуль 3. Учимся копить и тратить
Покупки на рынке. Овощи
1
0
0
16
Ваша сдача
1
0
0
17
Памятка покупателю
1
0
0
18
Товары и покупки.
1
0
0
19
Финансовые цели и планы
1
0
0
20
Задачи «Если нужно взвешивать»
1
0
0
21
Кроссворд «Если нужно взвешивать»
1
0
0
22
Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!
Деньги настоящие и ненастоящие
1
0
0
23
Сувенирные деньги
1
0
0
24
Когда рискуешь деньгами
1
0
0
25
Рискованные действия
1
0
0
26
Трудное решение
1
0
0
27
Кто потеряет деньги
1
0
0
28
Плакат - предупреждение
1
0
0
29
Когда берешь в долг
Модуль 5. Своё дело
30
Легко ли вести свое дело
1
0
0
31
Подсчитаем убытки
1
0
0
32
Помогите Пекарю. Конкуренция.
1
0
0
33
Рекламный плакат. Слоган.
1
0
0
34
Поиграем в дизайнера
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Методические рекомендации по
разрабртке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях.
М.: Банк России
2 В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.
«Просвещение», 2016;
3 А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская
экономическая школа, 2010;
4 А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
5 Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное
пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
6 Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк:
учебное
пособие»,М. Интеллект-центр, 2010;
7 Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компаниии
страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
8 Сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной
образовательной программы «Экономическое воспитание: формирование
предпосылок финансовой грамотности». Банк России. Министерство Просвещения
РФ, 2019-10-14
9 «Введение в финансовую грамотность». Рабочая тетрадь для начальной школы (1-3
классы) автю:О.Н. Исупова, А.А.Козлова, М.А. Лангер, Банк России, 2019 г.
2. Методические рекомендации к сборнику математических задач
«Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов /
Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова. –
Москва, 2019. – 80 с.
3. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для
1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. –
Москва,2019. – 58 с.
4. «Введение в финансовую грамотность» учебное пособие для начальной школы.
Москва, 2019
5. Введение в финансовую грамотность. Практикум к учебному пособию для
начальной школы. Банк России. Москва, 2019 г.
Интернет-источники
1 http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
2 http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
3 http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
4 http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
5 http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
6 http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя,
родителя».
7.http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».
1. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.