ВД Дружина юных пожарных (2024-2025)

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

Рассмотрено на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 27.08.2024

Утвержден:
Приказ от 26.08.2024 № 214/7
Директор школы МБОУ НШ-ДС № 17
И.Н. Гудырева

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
3 класс

ГО Первоуральск, 2024г.

Пояснительная записка
Данная программа разработана для детей общеобразовательных учреждений по
изучению основ пожарной безопасности.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской
шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре
- это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся, незнание ими
элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём,
огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это
свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства
опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил
пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём
надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут.
Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении
чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения
детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности
сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Актуальность данной программы в том, что детское объединение, которое
создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной
безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и
реализации иных задач, направлена на предупреждение пожаров и умение действовать при
пожаре.
Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст.
25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «... обязательное
обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в
образовательных
учреждениях
мерам
пожарной
безопасности
осуществляется
соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с
Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного
пожарного общества.
Цель программы:
- повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;
- воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и
безопасность в окружающей среде;
- привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.
Задачи программы:
- создать условия и организовать интересную работу существующих на базах
образовательных учреждений Дружин;
- создать Дружины в тех образовательных учреждениях, в которых они не
существуют;
- познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения
пожаров;
2

- научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от
них;
закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных
ситуациях;
- привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и
другие заинтересованные организации;
- обеспечить образовательные учреждения методической литературой, наглядной агитацией
и другими материалами, необходимыми для деятельности Дружины;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно
планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий;
отводится большое количество времени для
использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и
для творческой деятельности детей. Программа рассчитана на детей 3 классов. Статус детское объединение «Дружина юных пожарных». Форма занятий - группа детей.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной
охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарноспасательному спорту.
Особенности содержания
Направление-социальное. Срок реализации программы – 1 год. Время, отведенное на
обучение, составляет 34 часа в год. Занятия проводятся 1 час в неделю. Рекомендуемый
минимальный состав группы – 12 человек.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры,
КВН, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует
помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными,
нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где
тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание
и многие другие качества ребёнка.
Содержание
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1.1 Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных
Цели и задачи дружины юных пожарных, знакомство с положением о ДЮП, выбор
актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год.
Оформление уголка дружина юных пожарных. Экскурсия в пожарную часть, встреча с
работниками. Первичная диагностика. Учащиеся отгадывают загадки игра «Доскажи
словечко».
1.2 Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России
Пожарная охрана - её история и традиции (показ учебного фильма).
Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. Ознакомить
воспитанников с историей создания и развития пожарной охраны; первые попытки
организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при
Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области
предупреждения и тушения пожаров; основные направления деятельности пожарной
3

охраны и добровольных пожарных организаций. Викторина «Сундук правил пожарной
безопасности». Проверочная работа по теме: «Историческая справка о развитии пожарной
охраны в России».
1.3 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях
Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных
факторов современного жилища. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия
возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым,
копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как
проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека.
Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в
аэрозольных упаковках. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов,
отопительных печей. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы
эвакуации из горящего здания (в том числе высотного).
Викторина «Правила поведения при пожаре».
1.4 Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде
Пожары в транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров
городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила
поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном,
водном). Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей.
Виды костра. Способы разведения костра. Основные причины пожаров при праздновании
Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки).
1.5 Противопожарный режим в образовательном учреждении
Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План
эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию
путей эвакуации, эвакуационным выходам. Первичные средства пожаротушения
(огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря).
Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. Правила
пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий. Ответственность за
нарушение правил пожарной безопасности. Интеллектуальная игра «Поле чудес».
Конкурс рисунков «Мир без огня».
II. Тактико-техническая подготовка
2.1 Пожарная техника и костюм пожарного
Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда), их
назначение. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного
оборудования. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.
Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления.
Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование
пожарной каланчи или пожарной части.
2.2 Огнетушители и их предназначение
Виды, назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных
огнетушителей. Игра-эстафета для юных пожарных.
2.3 Знаки пожарной безопасности
Знаки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные,
предписывающие. Примеры их применения и места установки. Изготовление знаков
4

пожарной безопасности своими руками.
2.4 Первичная доврачебная помощь
Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Признаки, с
помощью которых можно определить состояние человека. Основные правила оказания
первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Ожоги. Характеристика
и причины термических ожогов. Оказание помощи при ожоге. Опасности переохлаждения
организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений.
Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких
температур. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током. Практическая
отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему.
2.5 Подведение итогов
Конкурс «Юный пожарный». Конкурс рисунков «Профессия пожарный». Итоговое
тестирование.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

5

Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения
защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
*
правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при
отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
уметь:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую доврачебную помощь.

№
п/п
Тема 1.

Тематическое планирование
Тема
Краткое содержание занятий
Раздел 1. Огонь - друг и враг человека (22часа)
Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права

Кол-во
часов

6

Занятие 1.

Занятие 2.
Занятие 3.

Тема 2.
Занятие 1.

Занятие 2.

Тема 3.
Занятие 1.

Занятие 2.

члена дружины.
Создание дружин юных пожарных в школе.
Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и
подростков разъяснительной, агитационно-массовой и
воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров
от детской шалости с огнем, оказание помощи органам
госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в
проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.
Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.
Обязанности и права дружинника.
Юные пожарные распространяют среди населения памятки,
плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности;
проводят с детьми младшего школьного и дошкольного возраста
беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по
охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих
построек и населенных пунктов; следят за содержанием в
исправном состоянии первичных средств пожаротушения;
вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и
принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного
из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения
руководителя тушения пожара.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и
добровольных пожарных организаций.
Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского
декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных
мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров - основное
направление деятельности пожарной охраны и добровольных
пожарных организаций. Использование достижений науки и
техники в деле предупреждения и тушения пожаров.
Подвиги пожарных
в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного
строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен
медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными
наградами.
Огонь - друг и враг человека
Что такое огонь.
Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как
человек научился управлять огнем.
Способы прекращения горения веществ и материалов
Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения)
человеку. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры
предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание
на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых
последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости

1

1
1

1

1

1

1

7

Тема 4.
Занятие 1.

Тема 5.
Занятие 1.

Занятие 2.

Тема 6.
Занятие 1.

Занятие 2.

Тема 7.
Занятие 1.

Занятие 2.

с огнем.
Отчего происходят пожары.
Небрежность - основная причина возникновения пожаров.
Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки,
утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие
электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие
переходные сопротивления - основная причина пожаров в
электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких
замыканий, перегрузок и т.д. Пожары, происходящие в результате
неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации
печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества.
Понятие о пожарной профилактике.
Противопожарный режим в школе.
Противопожарные требования к территории и помещениям
школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила
эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства;
противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в
производственных мастерских.
Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий.
Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов,
спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а
также во время пребывания в летних пионерских лагерях.
Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме.
Недопустимость применения открытого огня для отогревания
замороженных систем центрального отопления, эксплуатации
неисправных нагревательных приборов, использования керосина,
бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей,
устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи
строений и т.д. Меры пожарной безопасности при обращении с
предметами бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.
Особенности противопожарной защиты домов повышенной
этажности. Незадымляемые лестничные клетки, переходные
балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной
сигнализации.
Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту
жительства.
Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители.
Область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с
песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного
инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения
зданий и помещений.

1

1

1

1

1

1

1

8

Занятие 3.

Тема 8.
Занятие 1.

Занятие 2.

Тема 9.
Занятие 1.

Занятие 2.
Занятие 3.

Тема 10.
Занятие 1.

Занятие 2.

Тема 11
Занятие 1.
Занятие 2.
Занятие 3.
Занятие 4.

Места их установки, правила содержания и порядок применения на
пожаре.
Знаки безопасности.
Предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные, примеры их применения и места их установки.
Система автоматического пожаротушения и пожарной
сигнализации.
Основные сведения об установках пожаротушения:
спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения,
пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые,
ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение
охранно-пожарной сигнализации.
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна,
автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как
средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение,
вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во
время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания
пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи,
применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его
оборудование.Виды приспособленной и переоборудованной
сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
Что нужно делать при пожаре.
Правила поведения людей, которым угрожает опасность
пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры
предосторожности от поражения электрическим током, получения
ожогов, отравления дымом.
Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок
вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений;
выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации
людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание
первой помощи пострадавшим на пожаре.
Раздел 2 . Оказание доврачебной помощи (6 часов)
Оказание доврачебной помощи пострадавшим.
Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и
открытые травмы.
Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная
остановка кровотечений.
Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок
на различные места тела.
Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1
9

Занятие 5.
Занятие 6.
Тема 12.
Занятие 1.
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4

Занятие 5

помощь при переломах.
Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП
при ожогах.
Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.
Раздел 3 . Прикладной спорт юных пожарных. (6 часов)
Прикладной спорт юных пожарных.
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту
и нормативов спортивных разрядов.
Разучивание полосы препятствий по этапам (подъем по
штурмовой лестнице в окно)
Боевое развертывание мотопомпы.
Учебно-тренировочные занятия.
Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем
по штурмовой лестнице на второй этаж учебной башни; пожарная
эстафета (5 х 80; 4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.
Комплексное преодоление полосы препятствий.
Проведение соревнований. Пожарная эстафета
Итого

1
1
1

1
1
2

1
34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».