ВД Пресс-центр (2024-2025)

Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»

Рассмотрено на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 27.08.2024

Утвержден:
Приказ от 26.08.2024 № 214/7
Директор школы МБОУ НШ-ДС № 17
И.Н. Гудырева

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Пресс-центр»
3-4 классы

ГО Первоуральск, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Пресс-центр» для 3-4 классов
(далее Программа) МБОУ НШ-ДС №17 (далее Учреждение) разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:

 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;

 ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);

 Уставом Учреждения;
 положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в Учерждении;

 «Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России».
Поступая в школу, ребенок начинает осваивать различные виды социально значимой
деятельности. Программа предусматривает: развитие навыков сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, формирование готовности
выслушать и понять собеседника, развитие умения вести диалог, формирование терпимости к
противоположной точке зрения, а также понимания того, что различные мнения имеют право
на жизнь.
Цель программы: создание пространства для социальных практик младших
школьников и приобщение их к общественно значимым делам
Задачи программы:
1. Познакомить младших школьников с профессией журналиста и с публицистикой в
значении «область литературного творчества»;
2. Сформировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
3. Способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном
сотрудничестве, создать комфортную и развивающую среду для межличностного
взаимодействия;
4. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
5. Развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление,
внимание, творческое воображение;
6. Способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов
учебной деятельности;
7. Содействовать формированию эстетического вкуса как ориентира в
самостоятельном восприятии искусства.
Место учебного курса внеурочной деятельности «Пресс-центр» в плане внеурочной деятельности:
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Пресс-центр» рассчитана на 1
год обучения (3-4 классы). Общее количество часов на прохождение программы 34 часа: 3-4
классы 34 (1 часа в неделю).

Общая характеристика курса
В рамках Программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных
действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что
открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к
индивидуальному творчеству, так и к коллективному взаимодействию. Программа опирается
на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, аргументировать
свою точку зрения, вести диалог и договариваться в условиях возможной полярности
мнений.
Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению
младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и
эстетических переживаний. Программа не только позволяет ребенку познакомиться с
процессом создания газеты, но и определить сферу своих интересов, научиться составлять
простые для восприятия и логичные по структуре тексты.
Деятельность обучающихся в рамках реализации Программы направлена не только
на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих
способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других
учеников, обогащающего учебную среду Учреждения.
Занятия организуются на основе проектного обучения (Project-Based Learning). В
ходе работы ребёнок оказывается в ситуации, где перед ним ставится задача, для решения
которой он должен добыть необходимые ему знания, а затем применить их на практике.
Такая работа развивает самостоятельность ученика, формирует умение разбить сложную
задачу на небольшие, легко выполнимые действия. Таким образом, в ходе занятий в прессцентре участники не только расширяют лингвистический кругозор, совершенствуют
способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности, но и
приобретают универсальные учебные умения, которые помогают справиться и со
школьными, и с внешкольными вызовами.
Новизна рабочей программы состоит в том, что она создаёт условия для
продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские
инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе
реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных
газет, на уроках русского языка, литературного чтения, риторики.
Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам
работы журналиста, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя
обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования
ценностного отношения к процессу познания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Теория – 1 час. «Мы – журналисты? Мы — журналисты!»
Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах.
Понятие о различных видах прессы.
Тема 2. Теория – 1 час. Кодекс чести профессионального журналиста.
Дать первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и
обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

Тема 3. Практика — 2 часа. Практические навыки журналиста – навыки работы за
компьютером (текстовый редактор: Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher); набор
текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата.
Тема 4. Теория – 1 час. Какой бывает школьная газета? Школьная пресса:
достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты.
Источники информации.
Тема 5. Практика – 1 час. Школьная газета – это интересно!
Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей
газеты.
Тема 6. Практика – 2 часа. Страницы школьной газеты: рубрики.
Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей
газеты.
Тема 7. Теория – 1 час. Кроссворды и ребусы. Понятие о некоторых правилах
составления кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда.
Тема 8-9. Теория – 1 час. Есть мнение. Практика – 1 час. Сравнительная
характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон.
Тема 10. Теория – 1 час. Юмористическая рубрика в газете. Практика – 1 час.
Понятие о юмористической рубрике в газете. Обсуждение и составление юмористической
рубрики.
Тема 11. Теория – 2 часа. Основные жанры журналистики. Практика – 2 часа.
Знакомство с основными жанрами журналистики.
Тема 12. Теория – 1 час. Что такое интервью? Практика – 2 часа. Специфика жанра.
Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и
косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы. Подготовка личностного
интервью.
Тема 13. Теория – 1 час. Пресс-конференция. Практика – 1 час. Встреча и интервью
группы детей с педагогами. Обработка добытой путем интервью информации и подготовка
материала для печати. Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции».
Тема 14. Спецвыпуск. Практика — 3 часа. Выпуск новогодней газеты.
Тема 15. Теория – 1 час. Оргтехника журналиста. Практика – 2 часа. Знакомство с
техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности. Фиксирование информации
от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, диктофоном, фотоаппаратом.
Тема 16. Мастерство заголовка. Теория — 1 час. Значение заголовка и его виды.
Поиск оригинальных заголовков в периодических изданиях. Объяснение их соответствия
тексту.
Тема 17. Теория – 1 час. Поиск информационных поводов и тем для публикаций.
Практика – 1 час. Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ
разнообразия тем любого выбранного печатного издания и подбор тем
для школьной газеты. Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских
материалов.
Тема 18. Практика — 3 часа. Выпуск газеты.
Тема 19. Практика — 1 час. Как расположить к себе людей. Игры и упражнения на
сплочение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения
задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с
учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного
подхода.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность
к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и
сотрудничать - этому способствуют активные формы и методы обучения, предусмотренные
Программой. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность,
групповая и парная работа, практическая деятельность.
Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с
партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В
результате происходит коррекция сложившейся точки зрения, которая уточняется и
обогащается. На занятии обучающиеся непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Руководитель программы строит их сотрудничество, уделяя внимание каждому ребенку.
Контроль знаний осуществляется педагогом через постоянное повторение важнейших
понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях
обучающиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации,
действовать творчески. Оценка усвоения знаний обучающихся осуществляется также при
подготовке материалов и выпуске школьных газет.
Требования к знаниям и умениям:
Программа курса позволяет формировать у обучающихся следующие познавательные
учебные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 умение структурировать знания;
 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Программа курса позволяет формировать у обучающихся следующие коммуникативные
учебные действия:
 планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками: определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Программа курса позволяет формировать у обучающихся следующие личностные учебные
действия:
 установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
 оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на
основе социальных и личностных ценностей.

К концу обучения участники Программы будут знать:
 - основные цели и задачи средств массовой информации;
 - что подразуемевает профессия журналиста;
 - основные жанры журналистики;
 - особенности основных компьютерных программ
К концу обучения участники Программы научатся:
 - логически строить устное и письменное сообщение;
 - оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
 - общаться с отдельным человеком и аудиторией;
 - работать с текстовыми редакторами на персональном компьютере;
 -презентовать свои достижения;
 превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других;
 - готовить и публиковать материалы в школьной газете под руководством педагога.
Результатом деятельности обучающихся в рамках Программы станет выпуск школьной
газеты с использованием ИКТ-технологий.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Итого:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Мы — журналисты? Мы — журналисты!
1
Кодекс чести профессионального
1
журналиста
Практические навыки журналиста
2
Какой бывает школьная газета?
1
Школьная газета — это интересно!
1
Рубрики школьной газеты
2
Кроссворды и ребусы
1
Есть мнение
1
Есть мнение
1
Юмористическая рубрика в газете
1
1
Основные жанры журналистики
Что такое интервью?
Пресс-конференция
Спецвыпуск
Оргтехника журналиста
Мастерство заголовка
Поиск инфоповодов и тем
Выпуск газеты
Как расположить людей

2
1

1
1
1

12

2
2
1
3
2
1
3
1
22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».