Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
2 класс
ГО Первоуральск, 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «математика» составлена на основе требований Стандарта ФГОС для
детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с ОВЗ, программы
В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида для подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2013. Данная программа
соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1).
Цель учебного предмета: социальная реабилитация и адаптация обучающихся с
интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Задачи учебного предмета:
- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически
применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
- подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета,
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с
учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой
работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. Организация самостоятельных работ
должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно
выполненная обучающимся работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки
выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Контроль достижения обучающимися уровня сформированности программного материала
осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах:
устный опрос, письменные и практические работы. Наряду с повседневным, текущим
контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 1—2 раза в четверть
контрольные работы.
Общая характеристика учебного предмета.
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с
отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными
профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает
необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств
ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми
знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных
ситуациях.
Место курса в учебном плане.
Учебный план на изучение математики во 2 классе отводит 4 часа в недел, всего 136 уроков.
Учебник для второго класса специального (коррекционного) образовательного учреждения 8
вида в 2 частях, Москва Просвещение 2019 год Т.В.Алышева.
Содержание курса.
2 класс (4 ч в неделю). 136 часов в год
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени
(час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Таблица сложения.
Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь арифметических действий.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше
на ...», «меньше на ...».
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа,
сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование
чертежных документов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар,
параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины
(сантиметр, дециметр).
Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование
результатов сбора.
Таблица: чтение и заполнение таблицы.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Математика»
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и
в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события,
факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию' с точки зрения
математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения
объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять
логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи
с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения
учебной задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате
счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические
действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с
правилами прядка выполнения действий;
накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и
опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки
изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Математика»
на конец обучения во 2 классе:
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20
в прямом и обратном порядке ( по 3 по 4 не обязательно);
Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не
обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь
учителя);
Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени);
Определять время по часам с точностью до часа;
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие,
возможно с помощью счетного материала);
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины,
стоимости, времени);
Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка)
(самостоятельно);
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц (с помощью учителя);
Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника
(возможна помощь учителя);
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью
учителя.
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20
в прямом и обратном порядке;
Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с
двузначными);
Использовать при сравнении чисел знаки >, <, =;
Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени);
Определять время по часам с точностью до часа;
Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе и в
два действия);
Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины,
стоимости, времени);
Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц;
Решать задачи в два действия;
Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате,
прямоугольнике;
Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника;
Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам)
Состав универсальных учебных действий обучающихся:
Универсальные учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные универсальные учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена
семьи, одноклассника, друга;
выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и
самостоятельно.
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь,
счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать
рабочее место под руководством учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством
учителя.
3. Познавательные универсальные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;
наблюдать;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту.
Критерии оценки
Во втором классе используются два вида оценивания - текущее, тематическое.
При выполнении письменных контрольных разрешается использование наглядных пособий.
При оценке письменных контрольных работ учитываются следующие показатели:
Правильность выполнения и объём выполненного задания.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из
двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть
других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено
менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступил к решению задач, не выполнил других заданий.
При оценки письменных контрольных работ оценка не снижается за грамматические ошибки,
допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (название компонентов и результатов
действий, величин и др.)
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых
данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке
вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность
в измерении и чернении
Грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного
применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий,
выполнение нежных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или
потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнять измерение и
построение геометрических фигур.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
п/п
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Первый десяток. Повторение
Второй десяток. Нумерация.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода
через десяток
Получение суммы 20, вычитание из 20.
Вычитание двузначного числа из двузначного числа.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин.
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Повторение
Составные арифметические задачи.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом
через десяток.
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все
случаи.
Итого:
Учебные
часы
14
9
9
7
5
8
12
Контрол
ьные
работы
1
1
12
18
22
7
1
13
1
136
4
Поурочное планирование
Тема урока
п/п
№
Первый десяток. Повторение(14 ч.)
1
Числовой ряд от 1 до 10.
Свойства чисел в числовом ряду
2
Числовой ряд от 1 до 10.
Свойства чисел в числовом ряду.
3
Состав числа 5. Дополнение задачи недостающими данными.
4
Состав числа 6,7. Дополнение задачи недостающими данными.
5
Состав числа 6,7. Дополнение задачи недостающими данными.
6
Состав числа 8,9. Составление и решение задач по иллюстрациям.
7
Состав числа 8,9. Составление и решение задач по иллюстрациям.
8
Состав числа 10. Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое.
9
Сравнение чисел.
10
Сравнение чисел.
11
Сравнение отрезков по длине.
12
Сантиметр.
13
Контрольная работа «Первый десяток»
14
Работа над ошибками.
Второй десяток. Нумерация(9 ч.)
14
11,12,13. Получение, название, обозначение
15
11,12,13. Получение, название, обозначение
16
Число 14,15,16. Получение, название, обозначение
17
Число 14,15,16. Получение, название, обозначение
18
Числа 17, 18, 19. Получение, название, обозначение.
19
Числа 17, 18, 19. Получение, название, обозначение.
20
Число 20.Получение, название, обозначение.
21
Числовой ряд 1 - 20. Однозначные и двузначные числа.
22
Мера длины: дециметр.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (9ч. )
23
Увеличение числа на несколько единиц. Составление и решение
примеров.
24
Увеличение числа на несколько единиц. Составление и решение
примеров.
25
Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на»,
«меньше на».
26
Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на»,
«меньше на».
27
Луч.
28
Контрольная работа. «Числовой ряд 1-20»
29
Числовой ряд «1-20». Повторение.
30
Сравнение задач содержащих отношения «больше на», «меньше на».
31
Уменьшение числа на несколько единиц. Сравнение чисел.
Примечание
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. ( 7 ч.)
32
Сложение двузначного числа с однозначным числом. Повторение.
Нахождение суммы.
33
Сложение двузначного числа с однозначным числом. Повторение.
Нахождение суммы
34
Обучение приёму сложения вида 13 +2.
35
Переместительное свойство сложения. Сложение удобным
способом.
36
Обучение приёму вычитания вида 16 – 2.
37
Уменьшение двузначного числа на несколько единиц. Решение
примеров и задач.
38
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Получение суммы 20, вычитание из 20 (5 ч.)
39
Приём сложения вида 17 + 3.
40
Приём вычитания вида 20 – 3
41
Составление и решение задач.
42
Контрольная работа. «Сложение и вычитание в пределах 20»
43
Работа над ошибками.
Вычитание двузначного числа из двузначного числа ( 8 ч.)
44
Обучение приёму вычитания вида 17– 12.
45
Вычитание двузначного числа из двузначного. Решение примеров и
задач.
46
Обучение приёму вычитания вида 20– 14.
47
Обучение приёму вычитания вида 20– 14.
48
Приём вычитания вида 20– 14
49
Приём вычитания вида 20– 14
50
Сложение чисел с числом 0.
51
Угол. Элементы угла. Виды углов. Вычерчивание углов.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (12 ч.)
52
Действия с числами, полученными при измерении длины.
53
Действия с числами, полученными при измерении стоимости
54
Действия с числами, полученными при измерении массы, емкости.
55
Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными
при измерении времени.
56
Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными
при измерении времени.
57
Мера времени - час. Обозначение: 1ч. Измерение времени по часам.
58
Контрольная работа за 2 четверть. «Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении».
59
Работа над ошибками.
60
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
61
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
62
Меры времени.
63
Резерв на повторение.
Сложение и вычитание без перехода через десяток. Повторение (12 ч.)
64
Переместительное свойство сложения. Сложение удобным
способом.
65
Переместительное свойство сложения
Сложение удобным способом.
66
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение
задач.
67
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение
задач.
68
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составление
и решение задач.
69
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составление
и решение задач.
70
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через
десяток.
71
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через
десяток.
72
Виды углов. Черчение углов.
73
Виды углов. Черчение углов.
74
Контрольная работа «Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц»
75Работа над ошибками.
76
Составные арифметические задачи (18 ч.)
77
Знакомство с составной задачей.
78
Знакомство с составной задачей.
79
Объединение двух простых задач в одну составную
80
Объединение двух простых задач в одну составную.
81
Краткая запись составных задач и их решение.
82
Дополнение задач недостающими данными.
83
Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
84
Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
85
Состав числа 11. Четырёхугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон.
86
Состав числа 11. Четырёхугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон.
87
Состав числа 12. Вычерчивание квадратов по данным вершинам
88
Состав числа 13. Четырёхугольники: прямоугольник. Свойства
углов, сторон.
89
Состав числа 14. Вычерчивание прямоугольников по данным
вершинам.
90
Состав чисел 15, 16, 17, 18.
91
Повторение по теме: Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток
92
Повторение по теме: Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток
93
Контрольная работа «Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток».
94
Работа над ошибками.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток (10 ч.)
95
Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью рисунка.
96
97
Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью счётных
палочек.
Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью счётных
палочек.
Прибавление числа 5. Решение примеров с помощью рисунка.
Прибавление числа 5. Решение примеров с помощью счётных
палочек.
100
Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью рисунка.
101
Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счётных
палочек.
102
Прибавление числа 7. Решение примеров с помощью рисунка.
103
Контрольная работа «Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток».
104
Работа над ошибками.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Повторение (12 ч.)
105
Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
106
Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
107
Состав числа 11. Четырёхугольники: квадрат.
Свойства углов, сторон.
108
Состав числа 12. Вычерчивание квадратов по данным вершинам.
109
Состав числа 13. Четырёхугольники: прямоугольник. Свойства
углов, сторон.
110
Состав числа 14. Вычерчивание прямоугольников по данным
вершинам.
111
Состав числа 15
112
Состав числа 16.
113
Состав числа 17.
114
Состав числа 18.
115
Контрольная работа «Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток»
116
Работа над ошибками.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток (7 ч.)
117
Вычитание из двузначного числа чисел 2,3,4.
118
Вычитание числа 5.
98
99
Вычитание числа 6.
Вычитание числа 7.
Вычитание числа 8.
Вычитание числа 9.Повторение.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через
десяток.
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи (13 ч.)
124
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с
числом 11.12
125
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с
числом 11.12
126
Сложение и вычитание с переходом через десяток Все случаи с
числом 13,14
127
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с
числами 15, 16.
128
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с
числами 17,18,19
129
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с
числами 17,18,19
130
Меры времени.
131
Контрольная работа за год.
132
Работа над ошибками.
133
Положение стрелок на циферблате часов.
134
Деление на две равные части.
135
Деление на две равные части
136
Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи.
Повторение.
119
120
121
122
123
Учебно-методические средства обучения рабочей программы.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2013
Алышева Т.В. Математика для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида в 2 частях, рекомендовано министерством образования и науки
Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2019.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII
вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для
учителя. —М., 1992.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов
дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.