Министерство образования и Молодёжной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 17»
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
(протокол от 30.08.2023 №1)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 30.08.2023 № 190
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант Ι
2 класс
ГО Первоуральск, 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 класса разработана на
основании:
1.
Федерального закона об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.
№ 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
3.
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.
Учебного плана МБОУ НШ-ДС № 17.
5.
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Программа ориентирована на использование учебника: Н.Б. Матвеевой,
И.А. Ярочкиной. Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В
2-х частях. 2-е издание. Москва. "Просвещение", 2018г. Учебник соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего
образования, имеющий гриф "Рекомендовано Министерством просвещения Российской
Федерации".
Цели и задачи программы.
Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Основные направления коррекционной работы.
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие основных мыслительных операций.
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Развитие речи и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 2 часа в неделю, 68 часов.
II. Содержание программы.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и
солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина,
конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение
солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –
теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года,
погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание,
гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека.
Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист,
цветок, плод и семена Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни
человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник,
ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия.
Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям,
правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с
видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в
схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа,
ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена
полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза,
уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг,
получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе,
соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена
питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные
продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной),
прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи
ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными
людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений
врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и
стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из
поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния
больного.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с
горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
III. Требования к уровню усвоения предметных результатов на конец обучения курса.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представления о назначении объектов
изучения;
узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях,
фотографиях;
отнесение изученных объектов к
представления о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных
объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
определённым группам (видо-родовые
понятия) ;
называние сходных объектов к одной и
той же изучаемой группе;
представления об элементарных
правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знание требований к режиму дня
школьников и понимание
необходимости его выполнения;
знание основных правил личной
гигиены и выполнение их в
повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями;
кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
адекватное взаимодействие с
изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватное
поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
отнесение изученных объектов к
определённым группам с учётом
различных оснований для
классификации;
развёрнутая характеристика своего
отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных
признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного
поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию
полученных знаний при решении
учебных, учебно- бытовых и учебнотрудовых задач;
ответы на вопросы и постановка
вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего
контроля учителя( при наличии
предваряющего и итогового контроля),
оценка своей работы и одноклассников,
проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации
совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами
окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарногигиенических норм;
выполнение доступных
природоохранительных действий;
готовность к использованию
сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых учебнотрудовых задач в объёме программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
название изученных объектов и
явлений;
различение 2-3 видов комнатных
растений, название частей растений,
ухаживание за ними;
различение наиболее распространённых
овощей и фруктов;
различение изученных диких и
домашних животных, рыб;
правильное название изученных
объектов и явлений;
различение 3-4 видов комнатных
растений, их частей, осуществление ухода за
комнатными растениями;
различение наиболее распространенных
овощей и фруктов, умение объяснять, где они
растут, как используются человеком;
различение домашних и диких
различение признаков времён года;
владение несложными санитарногигиеническими навыками (мыть руки,
расчесывать волосы, чистить зубы и т. д.)
знание об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе.
животных, рыб, описание их повадок, образа
жизни;
знание некоторых правил безопасного
поведения в природе и обществе с учётом
возрастных особенностей;
выполнение элементарных
гигиенических правил;
различение признаков времен года,
объяснение причины сезонных изменений в
жизни живой природы.
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
название изученных объектов и
явлений;
различение 2-3 видов комнатных
растений, название частей растений,
ухаживание за ними;
различение наиболее распространённых
овощей и фруктов;
различение изученных диких и
домашних животных, рыб;
различение признаков времён года;
владение несложными санитарногигиеническими навыками (мыть руки,
расчесывать волосы, чистить зубы и т. д.)
знание об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе.
правильное название изученных
объектов и явлений;
различение 3-4 видов комнатных
растений, их частей, осуществление ухода за
комнатными растениями;
различение наиболее распространенных
овощей и фруктов, умение объяснять, где они
растут, как используются человеком;
различение домашних и диких
животных, рыб, описание их повадок, образа
жизни;
знание некоторых правил безопасного
поведения в природе и обществе с учётом
возрастных особенностей;
выполнение элементарных
гигиенических правил;
различение признаков времен года,
объяснение причины сезонных изменений в
жизни живой природы.
IV.Виды и формы контроля.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта
осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах:
устный опрос, письменные и практические работы.
Виды контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний школьников,
общая эрудиция
Наблюдение, самостоятельные
работы
Текущий
Освоение учебного материала по
теме, разделу программы
Диагностические задания:
самостоятельные работы, карточки
Коррекция
Ликвидация пробелов
Наблюдение, консультация
Промежуточный
Контроль выполнения
поставленных задач
Тест за курс учебного года
В течение первого полугодия II-го класса используется качественная оценка,
направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования
балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков
осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления
уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в
начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам
промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные мониторинга заносятся в
диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений
и навыков по предмету.
Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый
контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в
знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов,
предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих
формах:
- устный опрос;
-творческие и практические работы;
-самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим
планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме
теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе
выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с
оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по
5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на
непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные
взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным
для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического
материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении
знаний на практике.
«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,
частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается
фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно
знания на практике.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются
такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
V. Критерии оценки уровня обученности учащихся
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму
и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению,
с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога
и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем
наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро»,
«терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
2.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природный материал,
дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее место под руководством
учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников с помощью учителя.
3.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном,
электронном материале.
4.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности на
уроке Мир природы и человека;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму
и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
VI. Учебно-методическое обеспечение
1. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 2 класс, в 2 частях,
М., Просвещение, 2018.
2. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, Рабочая тетрадь Мир природы и человека 2
класс, М., Просвещение, 2018.
3. Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их
получения).
4. Трафареты; таблицы; опорные слова по теме.
5. DVD-фильмы.
6. Раздаточные карточки.
VII. Тематическое планирование по предмету "Мир природы и человека"
для 2 класса
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Влияние солнца на смену времен года.
Сутки.
Долгота дня летом.
Долгота дня зимой.
Сутки. Занятия семьи в течение суток.
Обобщающий урок по теме "Долгота дня"
Осенние изменения в природе. Экскурсия.
Признаки осени. Влияние солнца на изменения в
природе осенью.
Изменения в жизни растений осенью.
Изменения в жизни животных осенью
Занятия людей осенью.
Обобщающий урок по теме " Времена года. Осень"
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа,
травм в осеннее время.
Вода. Свойства воды.
Вода горячая и холодная.
Температура воды(термометр). Практическая
работа.
Вода в природе.
18
19
20
21
22
Значение воды. Правила обращения с горячей
водой(в кране, чайнике).
Обобщающий урок по теме "Неживая природа"
Растения. Части растений.
Части растений . Корень . Стебель.
Части растений. Листья. Цветы.
Жизнь растений
23
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
17
Элементы содержания
Формирование представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Уточнение и расширение знаний о сутках.
Уточнение и расширение знаний о долготе дня летом.
Уточнение и расширение знаний о долготе дня зимой.
Закрепление знаний о сутках, о занятиях людей в течение суток.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Долгота дня".
Уточнение и расширение знаний об осенних изменениях в природе, правила
поведения во время экскурсии.
Уточнение и расширение знаний о признаках осени, о влиянии солнца на
изменения в природе осенью.
Уточнение представлений об изменениях в жизни растений осенью
Уточнение представлений об изменениях в жизни животных осенью
Уточнение и расширение представлений о занятиях людей осенью в сельской
местности и в городе.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Времена года. Осень".
Формирование представлений о простудных заболеваниях , о гриппе, травмах,
предупреждение и лечение. Профилактика закаливания.
Формирование представлений о свойствах воды.
Уточнение и расширение знаний о горячей и холодной воде.
Знакомство с прибором для измерения температуры - термометром,
практическая работа-измерение температуры воды.
Уточнение и расширение знаний о болотах, озерах, реках, прудах; о растениях,
растущих в водоемах; о животных, обитающих в водоемах.
Уточнение и расширение знаний о значении воды в природе, объяснение
опасности горячей воды, правила обращения с горячей водой.
Обобщение и систематизация знаний по теме " Неживая природа"
Уточнение представлений о растениях, закрепление знаний о частях растения.
Закрепление знаний о корне и стебле, их роли в жизни растений.
Закрепление знаний о листьях и цветах, их роли в жизни растений.
Составление рассказа по рисунку о жизни растений. Определение места
обитания растений по внешнему виду. Описание растения по образцу.
Знакомство с влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Нахождение
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Растения светолюбивые и тенелюбивые.
25
Комнатные растения.
26
27
Уход за комнатными растениями (практическая
работа).
Овощи.
28
Огород. Работы в огороде.
29
30
31
Овощи в питании человека.
Сад.
Фрукты. Фрукты в питании человека.
32
Уход за растениями сада и огорода. Правила
безопасного использования садового инструмента.
Обобщающий урок по теме "Живая природа.
Растения"
Зимние изменения в природе. Экскурсия
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Признаки зимы. Влияние солнца на изменения в
природе зимой.
Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой. Игры на свежем воздухе.
Обобщающий урок по теме " Времена года. Зима"
Охрана здоровья и безопасное поведение зимой,
профилактика вирусных и простудных заболеваний.
Дикие и домашние животные.
Сравнение диких и домашних животных. Кошка и
рысь.
Породы кошек.
Собака и волк.
на иллюстрации растений по описанию. Запоминание названий растений.
Знакомство со светолюбивыми и тенелюбивыми растениями. Нахождение на
иллюстрации растений по описанию. Запоминание названий растений.
Знакомство с комнатными растениями. Нахождение на иллюстрации растений
по описанию. Запоминание названий растений.
Запоминание названий комнатных растений. Отработка навыков по уходу за
комнатными растениями.
Знать понятие "овощи" на основе их строения, правила мытья овощей перед
употреблением в пищу, рассказать где выращивают, продают.
Закрепление знаний об огороде- специальном месте для выращивания овощей, о
работе на огороде.
Закрепление знаний о роли овощей в питании человека.
Закрепление знаний о фруктовом саде, о деревьях, которые растут в саду.
Уточнение и расширение знаний о фруктах- плодах фруктовых деревьев,
кустарников и ягод, растущих в саду. Закрепление знаний о роли фруктов в
питании человека. Знать правила мытья фруктов перед употреблением в пищу.
Формировать представление об уходе за растениями сада и огорода, правилах
безопасного использования садового инструмента.
Обобщение и систематизация знаний по теме " Живая природа. Растения."
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе зимой, правила
поведения во время экскурсии.
Уточнение и расширение знаний о признаках зимы, о влиянии солнца на
изменения в природе зимой.
Уточнение представлений об изменениях в жизни растений зимой.
Уточнение представлений об изменениях в жизни животных зимой.
Уточнение и расширение представлений о занятиях людей зимой в сельской
местности и в городе. Расширение представлений об играх на свежем воздухе.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Времена года. Зима". Уточнение
и расширение представлений об охране здоровья и безопасном поведении
зимой, профилактике вирусных и простудных заболеваниях.
Уточнение представлений о разнообразии групп диких и домашних животных,
формирование обобщенных понятий.
Закрепление знаний о диких и домашних животных , их сравнение на примере
рыси и кошки.
Формирование представлений о породах кошек.
Закрепление знаний о диких и домашних животных , их сравнение на примере
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Породы собак. Правила поведения при контакте с
домашними животными.
Рыбы: внешний вид.
Рыбы: среда обитания. Охрана рыбных угодий.
Обобщающий урок по теме "Живая природа.
Животные"
Весенние изменения в природе. Экскурсия.
Признаки весны. Влияние солнца на изменения в
природе весной. Безопасное поведение во время
ледохода.
Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
53
54
55
Обобщающий урок по теме "Времена года. Весна".
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод,
желудок, кишечник.
56
57
Питание человека.
Правильное питание.
58
59
Правила питания.
Профилактика отравлений.
60
Обобщающий урок по теме "Живая природа.
Человек".
Признаки лета. Влияние солнца на изменения в
природе летом.
Растения летом.
61
62
63
64
Растения летом. Ягоды.
Животные летом.
собаки и волка.
Знакомство с породами собак, правилами поведения при контакте с домашними
животными.
Формирование представлений о рыбах, их внешнем строении.
Уточнение представлений о рыбах и их среде обитания, об охране рыбных
угодий.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Живая природа. Животные".
1
1
1
1
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе весной,
правила поведения во время экскурсии.
Уточнение и расширение знаний о признаках весны, о влиянии солнца на
изменения в природе весной, о безопасном поведении во время ледохода.
1
Уточнение представлений об изменениях в жизни растений весной.
Уточнение представлений об изменениях в жизни животных весной.
Уточнение и расширение представлений о занятиях людей весной в сельской
местности и в городе.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Времена года. Весна"
Уточнение представлений о правилах гигиены тела человека.
Знакомство с пищеварительной системой человека, изучение основных частей
пищеварительной системы, формирование первичных представлений о
строении и значении органов.
Формирование представлений о питании человека.
Уточнить и расширить представление детей об организации правильного
питания, правилах приготовления пищи.
Расширение знаний о правилах питания.
Знакомство учеников с признаками отравлений: тошнотой, рвотой, головной
болью, повышением температуры, профилактикой отравлений.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Живая природа. Человек."
1
1
1
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе летом.
1
Уточнение представлений об изменениях в жизни растений летом.
Уточнение представлений об изменениях в жизни растений летом.
Уточнение представлений об изменениях в жизни животных летом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
65
Занятия людей летом.
66
67
68
Занятиях людей летом в сельской местности. Дача.
Обобщающий урок по теме "Времена года. Лето."
Охрана здоровья и безопасное поведение на воде
летом.
Уточнение и расширение представлений о занятиях людей летом в сельской
местности и в городе.
1
Обобщение и систематизация знаний по теме "Времена года. Лето".
Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения на воде.
1
1